Металлоемкое машиностроение. обзор основных отраслей тяжелой промышленности

Машиностроение

(география машиностроения, классификация отраслей)

С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:

тяжелое машиностроение , в том числе энергетическое

общее машиностроение (без автомобилестроения)

локомотивостроение

судостроение

вагоностроение

с/х машиностроение (без тракторостроения)

среднее машиностроение

автомобилестроение

тракторо-, в том числе танкостроение

станкостроение

наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)

В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин оно делится на тяжелое, легкое и среднее.

Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование.

Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя.

Внимание!

Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)

Энергетическое машиностроение , несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.

Производство турбин :

Санкт-Петербург (гидротурбины, генераторы)

Москва (Динамо)

Екатеринбург

Новосибирск (турбины ТЭЦ)

Волгодонск – “Атоммаш” (Ростовская область)

Под Санкт-Петербургом – в Колпино – “Ижорский”

Производство котлов :

Таганрог

Белгород

Подольск

Барнаул

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки :

Коломна

Воронеж

Ульяновск

Новосибирск

Общее машиностроение.

Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а

электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).

Тепловозы:

Коломна – магистральные тепловозы

Людиново (Калужская область)

Муром + электровозы (Владимирская область)

Брянск

Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.

Грузовые вагоны – Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Улан-Удэ

Цистерны – Нижний Тагил, Саранск

Вагоны-рефрижераторы – Брянск, Тверь

Пассажирские вагоны – Санкт-Петербург (мягкие), Тверь (цельно-металлические)

Вагоны метро – Мытищи, Санкт-Петербург

Электропоезда:

Торжок (Калининградская область)

Демихово (под Орехово-Зуевым)

Трамваи :

Усть-Катав (Челябинская область)

Троллейбусы :

Энгельс

Контейнеровозы :

Абакан

Тверь – двух ярусные вагоны-платформы – перевозка автомобилей

Судостроение – привязано к морским побережьям или устьям рек. Заводы специализируются на выпуске судов определенного типа и назначения (танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, пассажирские суда, рефрижераторы, паромы)

Судостроение

морское речно е

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления.

Производство зерноуборочных комбайнов:

Ростов-на-Дону – “Россельмаш”

Тагонрог

Сызрань

Омск

Красноярск

Производство льноуборочных комбайнов:

Бежецк (Тверская область)

Картофелеуборочные комбайны:

Рязань

Тула

Сахарнотростниковые и силосоуборочные комбайны:

Любертцы

Рисоуборочные комбайны:

Краснодар

Биробиджан

Среднее машиностроение.

Автомобилестроение четко специализируется на выпуске отдельных машин. Производство легковых автомашин составляет 80% и, соответственно, 20% – грузовых. В перспективе эта пропорция будет сохраняться.

Грузовые машины:

Москва – ЗИЛ

Нижний Новгород – ГАЗ

Набережные Челны (Татарстан) – КАМАЗ

Миасс (Челябинская область) – Урал-ЗИЛ

Ульяновск – УАЗ

Легковые автомашины:

Москва – ЗИЛ, ПО Москвич

Нижний Новгород – ГАЗ, FIAT

Тольятти – ВАЗ – 70% производства легковых автомобилей по стране

Ижевск – ИЖ

Илабуга (Татарстан) – ОКА, OPEL ASTRA

Серпухов – ОКА

Ростов-на-Дону – DAEWOO

Автобусы разной вместимости:

Ликино – ЛИАЗ

Галицино – Мерседес

Тушинский – Икарус

Завод ЗИЛ – BMW, Неоплан

Павлово – ПАЗ

Курган – КАЗ

Краснодар – “Кубань”

Станкостроение – техническая база машиностроения, ориентирующаяся на квалифицированные кадры. В то же время это трудоемкое производство, размещающееся почти повсеместно.

Производит крупные станки-автоматы, полуавтоматы, токарные, винторезные, фрезерные, шлифовальные, агрегатные станки, станки с программным управлением, станочные линии и др.

Предприятия размещены в крупных областных центрах:

Москва

Санкт-Петербург

Рязань

Самара

Екатеринбург

Новосибирск

Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на металл.

Первые заводы были построены в Челябинске, Волгограде, Харькове.

Для с/х выпускаются тракторы специальных типов и модификаций для различных природных зон:

Липецк

Владимир (легкие)

Чебоксары (тяжелые)

Рубцовск (Алтайский край)

Казань (садово-огородные тракторы)

Треловочные:

Санкт-Петербург

Петрозаводск

Наукоемкое машиностроение :

Электротехническое – телевизоры

Приборостроение

Электротехника – ЭВМ и другие сложные машины

Н/м размещается в центрах с высокой квалификацией труда и научно-исследовательскими базами. Это – трудоемкое и наукоемкое производство. Центры:

Москва

Санкт-Петербург

Нижний Новгород

Александров (Владимирская область)

Муром (Владимирская область)

Киржал (Владимирская область)

Рязань

Орел

Смоленск

Воронеж

Ульяновск

Новосибирск

Авиационная промышленность – общее машиностроение:

Москва

Воронеж

Самара

Казань

Ульяновск

Смоленск

Саратов

Таганрог

Омск

Новосибирск

Источник: http://MirZnanii.com/a/307273/mashinostroenie

Факторы развития машиностроения

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4».

Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково — «1:0,98:1».

Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

Важно!

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — мышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий.

В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией.

Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества.

Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3- 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

Совет!

Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показан, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.

Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:

-расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);

-расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);

-расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);

-определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:

-детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;

-предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;

-технологическая — производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.

Специализация тесно связана скооперированием, которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкость.

Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость — это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения.

Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры.

Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов.

В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы.

Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Внимание!

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением.

Например, автомобилестроение — в Центре и Поволжье.

Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размешаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров.

Выгоднее их производить прямо в районах потребления.

Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Источник: http://megaobuchalka.ru/10/4695.html

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения являются совокупностью производственных предприятий, объединённых единым экономическим назначением продукции, однородностью технической базы, особенностями кадрового состава и трудовых условий.

В зависимости от принципов классификации их можно разделить на несколько основных групп. Традиционно выделяют следующие ведущие отрасли: 1.

тяжёлое машиностроение; 2.общее машиностроение; 3.точное машиностроение; 4.среднее машиностроение; 5.ремонт оборудования и машин;6.

производство металлических заготовок и изделий.

Важно!

К тяжёлому машиностроению причисляют производство подъёмно-транспортного, горного и металлургического оборудования, энергетических блоков, а также других крупных по габаритам и металлоёмких изделий.

Характерными являются предприятия полного цикла, продукция выпускается небольшими сериями или даже индивидуально. Ориентировано оно в большей степени на ведущих производителей металлов, так как именно они являются основными потребителями.

Общее машиностроение включает в себя транспортное (железнодорожное, авиационное, ракетно-космическое, судостроительное) производство, изготовление технологического оборудования (кроме пищевой и лёгкой промышленности).

Сборка металлоконструкций и заготовок преобладает. Нормы потребления энергии и металла – средние.

Также отрасль характеризуется невысокой трудоёмкостью. Является самой многочисленной отраслью, предприятия расположены во многих районах страны.

Главными направлениями точного машиностроения являются приборостроение, радиотехническая, электронная и электротехническая промышленность.

Малый бизнес довольно успешно проявляет себя в этих областях, так как продукция, которая может производиться, очень разнообразна – радиоэлектронная аппаратура, оптические и авиационные приборы, персональные компьютеры, лазеры, часы, комплектующие элементы. И для общего, и для точного машиностроения характерны широко развитое кооперирование и узкая технологическая специализация.

Отрасли машиностроения также включают в себя среднее машиностроение. Это – автомобилестроение, станкостроение, тракторостроение, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности.

Отрасль ориентирована на крупные центры науки и производства, имеющие экономически выгодное географическое положение и высококвалифицированные научные кадры.

Совет!

Предприятия отличает малая металлоёмкость, но повышенная трудоёмкость и энергоёмкость. Ведущие технологические процессы – обработка деталей, конвейерная сборка узлов и агрегатов.

Производство металлических заготовок и ремонт машин и оборудования тесно связаны друг с другом.

Предприятия в этой сфере небольшие, технические операции не очень сложны. Наукоёмкость также мала.

Это позволяет предприятиям успешно развиваться в самых различных городах и населённых пунктах. Отрасли машиностроения различны и разнообразны.

Являясь основной движущей силой промышленности, они играют решающую роль в развитии всех областей хозяйства и научно-технического прогресса.

О экономике машиностроения пойдет речь далее.

Источник: http://BiznesToday.ru/pr/mashin/562-otrasli-mashinostroeniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.