Экология волгограда как пример невнимательного отношения к природе

Содержание

Тема “Природа и человек”: аргументы. Проблема отношения к природе

Сдача Единого государственного экзамена – это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь.

Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные.

А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе).

Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека.

Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Внимание!

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем – ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы (“Проблема человека и природы”) могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы – все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе.

Поскольку Базаров – человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук.

Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова – это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский.

Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи.

Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».

Важно!

Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость.

Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» – тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула.

Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным.

Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы.

К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека.

Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость.

Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную.

Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени.

Совет!

Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна.

Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета.

Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой.

Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений.

Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор – о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой – доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой.

Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно.

В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Внимание!

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

Источник: https://www.syl.ru/article/331038/tema-priroda-i-chelovek-argumentyi-problema-otnosheniya-k-prirode

Проблема бережного отношения к природе: аргументы из литературы

Сочинение в ЕГЭ – один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих.

Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе.

Аргументы, их чёткий подбор и объяснение – главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Тургенев И. С

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом.

Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду.

А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник».

Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием.

Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас бережное отношение к природе, аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа.

Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах.

Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова – Аркадий.

Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

Важно!

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны.

Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы.

Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

Лермонтов М. Ю

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой.

Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым».

Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе.

Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий.

Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск.

Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Евгений Замятин

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами.

Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни.

Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь.

Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам».

Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

Сергей Есенин

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест.

В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю.

Совет!

Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и любви к природе. Родина и природа – неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.

Источник: http://.ru/article/271071/problema-berejnogo-otnosheniya-k-prirode-argumentyi-iz-literaturyi

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания

Формирование экологической культуры иэстетического отношения человека кприроде посредством экологического воспитания

Сатуева Лайла Ломалиевна, кандидат биологических наук, доцент

Чеченский государственный педагогический институт

Проблема экологического воспитания стала как никогда актуальна в современном обществе. Основополагающим в экологическом образовании является использование различных методов экологического воспитания для становления экологической культуры общества.

Любая проблема в области воспитания связана с социальной ситуацией в обществе. Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома — Земли.

Одна из причин нависшего над человечеством экологического кризиса — это бурный научно-технический прогресс, деятельность человека в природе без учета экологических условий и закономерностей существования природы, но эта деятельность лишь внешнее проявление отношения человека к окружающему, проявление его ценностных ориентаций, т. е. его культуры.

Поэтому вторая причина — низкий уровень культуры человека. Это выражается в безнравственном, потребительском отношении к природным богатствам, нерациональном их использовании, в незнании взаимосвязи живой и неживой природы, что привело к нарушению экологического равновесия.

С момента появления человека на Земле он использует потенциал, энергию и дары природы. Сам термин «природопользование» говорит о взаимосвязи между природой и пользователем, т. е. — человеком. Эта взаимосвязь была более гармоничной в историческом прошлом человечества, чем в современном мире пока она не переросла во взаимодействие.

Любая взаимосвязь порождает взаимодействие, в свою очередь, любое действие приводит к последствиям, которые являются либо созидательными и благотворными, либо разрушительными и губительными.

История развития цивилизаций демонстрирует нам процесс становления, развития, роста и прогресса человеческого разума и человеческой мысли.

Сегодня мы наблюдаем последствия достижений научно-технического прогресса цивилизаций и его разрушительную силу по отношению к природной среде. Уничтожая природу вокруг себя — человечество уничтожает себя.

Природная особенность человека, отличающего его от других живых существ на земле — это наличие разума. Человеческий разум — это великий дар, позволяющий осознавать свои действия и иметь возможность выбора [10].

Разум не запрограммирован на самоуничтожение, наоборот, — это возможность созидать и творить в гармонии с природой.

Учитывая сложившуюся экологическую ситуацию и кризис глобальных экологических проблем на планете Земля, человечество должно жить и передать бережное отношение к природе своему наследию [5].

Экология в течении ХХ века и начале ХХI испытала ни с чем не сравнимое развитие, по мере которого из частной биологической дисциплины она превратилась в меганауку, включающую вопросы как всех естественных наук, так и большинства гуманитарных.

Всеобщий интерес к экологии оказался вынужденным — обусловленным опасным ухудшением состояния природы, не выдерживающего натиска жителей.

Внимание!

Многократно возросшая за последние 150 лет мощь человечества стала слишком опасной для самих людей и всей природы на Земле. Регулирование хозяйственного прогресса требует заботы об отдаленном будущем и умения решать многофакторные задачи.

Сталкиваются краткосрочные интересы личности и долгосрочные интересы всего человеческого сообщества.

Знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д.

Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Недостаточно продуманная деятельность человека является одной из причин потепления климата, как для самого человека, так и для всего живого на Земле [6].

Цель формирования экологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе.

Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране.

Пути формирования экологической культуры общества адекватны путям достижения устойчивого развития. Для этого требуется:

  •  система экологического образования и просвещения, формирующая экологические знания, экологические ценности и идеалы;
  • система экологического законодательства, экологизация всей правовой системы;
  • информационная система, обеспечивающая получение экологической информации всеми социальными группами населения;
  • система экологического менеджмента, экологизация хозяйственной деятельности;
  • развитие высоких, биосферосовместимых технологий, использование вторичных ресурсов;
  • развитие гражданских экологических инициатив, общественных экологических организаций;
  • повышение статуса экологических проблем в общественном сознании, формирование действенной экологической политики государства;
  • участие в международных программах, нацеленных на сохранение биосферы в глобальном масштабе [1, 2].

Современное состояние экологической культуры характеризуется следующими показателями:

  • высоким уровнем обеспокоенности за состояние окружающей среды;
  • убеждением, что экологическая обстановка будет ухудшаться, и что необходимо принятие более жесткого экологического законодательства, более строгих мер по отношению к загрязнителям природы;
  • восприятием окружающей среды как непригодной для жизни, ожиданием ухудшения здоровья, сокращения продолжительности жизни из-за состояния окружающей среды;
  • низкими экологическими знаниями, низкой удовлетворенностью информацией в экологической сфере;
  • незначительным участием в общественных экологических организациях;
  • низкой удовлетворенностью деятельности органов власти всех уровней по защите окружающей.

Не менее важная экологическая культура человека, поставлена в ряде международных документов, посвященных охране окружающей среды.

В документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.) отдельные главы посвящены учету вопросов окружающей среды в процессе принятия решений, а также содействию просвещения населения и подготовке кадров.

Решением Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ 2013 год был объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Содружестве Независимых Государств.

Важно!

В правовой системе Российской Федерации нет отдельного закона «Об экологической культуре» и на федеральном уровне не дано специального законодательного определения понятия «экологическая культура».

Тем не менее понятие «экологическая культура» достаточно активно используется наряду с понятиями «экологическое воспитание», «экологическая ответственность», «экологические ценности» [3, 9].

Экологическая культура характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление хозяйственно-экономической деятельности.

К экологической культуре могут быть отчасти соотнесены понятия «экологическая осведомленность-компетентность» и «экологическое поведение.

Экологическая культура не сводится к воспитательным и просветительским мерам при всей их безусловной важности.

Она носит интегрирующий, комплексный характер и затрагивает культуру производства и потребления, образ жизни людей и экологическое сознание, в том числе деятелей государства и бизнеса, а также международное сотрудничество.

Значимость экологических проблем для людей, их экологическая культура находятся в прямой зависимости от уровня образования, доходов, здоровья и качества жизни.

Вопросы экологической культуры также могут затрагиваться в рамках рассмотрения темы вмешательства науки в природу, о различных этических ограничениях и прогнозировании последствий применения новых научных разработок.

Например, сегодня опасения общественности вызывает применение генно-модифицированных организмов при производстве продуктов питания. Проблема актуальности экологического знания и культуры вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках [4, 8].

Таким образом, актуальность проблем экологической культуры возрастает. Это вызвано:

  1. необходимостью повышения экологической культуры человека;
  2. необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  3. необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  4. необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  5. низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  6. недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Совет!

Одно из необходимых условий эффективности осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных экологических ситуаций — развертывание экологического образования, призванного формировать культуру производственной деятельности и поведения личности.

Наряду с теорией и практикой природопользования экологическое образование и культура выступает важнейшей составляющей процесса гармонизации в системе человек-природа-общество. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека находит отражение и в основополагающих государственных документах.

На протяжении последних десяти лет прогрессирует процесс разрушения сложившихся в обществе экологических стереотипов, традиций, взглядов. Одновременно идет интенсивный поиск новых способов функционирования и развития экологического образования.

Это выражается прежде всего в процессах гуманизации, демократизации педагогического процесса, в смене содержания обучения и воспитания. В социокультурном процессе, образовательных системах, деятельности педагогов появилась и актуализируется функция воспроизводства в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в системе «природа-общество-человек».

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства, формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом в силу того, что оно может и должно способствовать разрешению проблем, возникающих в процессе реализации основных тенденций мирового развития. Разработка новой парадигмы образования связана с развитием информационного общества [5].

  • В задачи освоения экологической культурой, должно входить формирование экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по предотвращению экологического кризиса;
  • соблюдение законодательства в области природопользования и охраны природных и культурных ценностей;
  • всемерное содействие объединенным усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении окружающей среды;
  • созданию систем охраняемых природных территорий, призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном уровнях и многое другое, что может привести к ухудшению или разрушению природной среды.

Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать важность поставленных задач и тем самым способствует объединению усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий существования на Земле, для последующих поколений [7, 11].

Предотвращение современного экологического кризиса не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания.

В науке все большую актуальность приобретает положение о том, что человечество может выбраться из катастрофы сужающегося кольца глобальных проблем только радикально перестроив нравственные основы своей жизни, только распространив этические нормы на природу.

Одной из важнейших причин экологического неблагополучия, кризисного состояния природной среды является низкий уровень экологической культуры населения, отсутствие у людей экологического самосознания и устойчивой потребности в природоохранной деятельности, устойчивом ценностном отношении к природному окружению.

Ценности, ценностное отношение. Данную проблему можно обозначить как одну из вечных проблем, порожденных ходом исторического развития цивилизации.

Источник: https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/

Современная экологическая ситуация Волгоградской области России и пути решения экологических проблем

Современная экологическая ситуация Волгоградской области России и пути решения экологических проблем

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственноготехнического университета

Эта работа о сложной экологической ситуации, которая сложилась на сегодняшний день на территории Волгоградской области России.

Автор называет причины экологических проблем на территории двух крупных городов региона – г. Волгограда и г. Волжского, т.к. именно они являются основными загрязнителями окружающей среды.

Изложены некоторые основные пути решения экологических проблем.

Ключевые слова: Экология; Экологическая ситуация; Загрязнение воздуха; Токсичные отходы; Утилизация вредных и токсичных отходов; Объем вредных выбросов в атмосферу; Экологическая безопасность.

Внимание!

This report is about a serious environmental situation which exists on the territory of Volgograd region in Russia nowadays.

The author gives the reasons of environmental problems on the territory of two big cities of the region – Volgograd and Volzhsky, because they are the main pollutants of the environment.

The report contains some main ways of environmental problems solution.

Key words: Environmental science; Environmental situation; Air pollution; Toxic waste; Harmful and toxic waste utilization; Volume of emissions of harmful substances into the atmosphere; Environmental safety.

Волгоградская область один из крупнейших субъектов России. Для нашего региона характерна довольно острая экологическая ситуация.

Это выражается во всё большем загрязнении атмосферы, гидросферы, литосферы, угнетении растительного мира, в частности лесного фонда.

Все доступные данные свидетельствуют о том, что экологическая обстановка в России в конце XX  века, начале XXI века – самая неблагополучная на земном шаре.

В период гласности примерно 200 городов России были признаны экологически опасными для здоровья населения в следствии загрязнения воздуха и воды.

В Поволжье Волгоградская область занимает одно из первых мест по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. Наиболее загрязнёнными районами Волгограда и области являются Красноармейский, Тракторозаводской районы г. Волгограда, а также г. Волжский, Суровикинский, Светлоярский, Городищенский, Камышинский и другие районы области, что объясняется наличием в них промышленных предприятий и заводов.

Важно!

Ежегодно они выбрасывают в атмосферу огромное количество отходов производства: сернистые соединения, оксиды азота, окислы металлов, углеводороды и другие вредные вещества.

Наибольшая доля предельно допустимых выбросов приходиться на такие предприятия Волгограда, как «Каустик», АООТ «Волгоградский алюминий», АО «Химпром», АО «ВГТЗ», «Баррикады».

Назову некоторые предприятия г.

Волжского, которые наиболее загрязняют атмосферу: ОАО «Волжский Оргсинтез», ОАО «Волжский Абразивный завод», ОАО завод «Асбесто-Технических изделий», ОАО «Волжский Трубный завод», ОАО «Волтайр» (Шинный завод), ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.

Города Волгоград и Волжский являются крупными промышленными центрами с расположенными на их территории предприятиями химической, металлургической, машиностроительной промышленности, некоторые я назвал выше.

Наличие мощных промышленных факторов загрязнения окружающей среды, а также постоянный рост промышленности обуславливает необходимость постоянного контроля за объёмами выбросов и сбросов в окружающую природную среду от источников загрязнения, за качественным и количественным составом этих выбросов и сбросов.

Чаще всего, причиной такого большого количества выбросов, является устаревшее и требующее модернизации либо замены оборудование предприятий (как правило, различного рода очистных сооружений), отсталость технологических процессов, а нередко и безолаберность или невнимательность при проведении производственных процессов.

Второй экологической проблемой Волгоградской области является загрязнение водоёмов.

Крупнейшими загрязнителями водных ресурсов, в основном выступают жилищно-коммунальные и сельские хозяйства, а также чёрная металлургия, сбрасывающие сточные воды, недостаточно либо вовсе их не очистив.

Кроме того, на некоторых предприятиях просто недостаточная пропускная способность очистных сооружений, разница между реальной и необходимой пропускной способностью в целом по области может составлять 75 млн. кубических метров в год, понятно, что эта разница сбрасывается в водоёмы, не проходя даже условной обработки.

Помимо этого для нашей области остро ставится проблема охраны и использования подземных вод. В Волгоградской области насчитывается четыре основных очага загрязнения: в Светлоярском районе, городе Волжском, селе Орловка и городе Суровикино.

Загрязнение первых трёх обуславливается наличием поблизости прудов-накопителей стоков предприятий южного, Волжского и северного промышленных узла соответственно. Загрязнение подземных вод в г.

Суровикино объясняется близким расположением базы минеральных удобрений и неправильным обращением (хранением и применением) отходов животноводства. Сложная экологическая ситуация определяется промышленным развитием области.

Совет!

Удельные показатели образования токсичных отходов составляли к началу 2000-х гг. в среднем 11,2т  на 1 кв. км. и 472 кг на 1 чел. Основные загрязняющие вещества – диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, органические соединения, нефтепродукты и др.

Основные загрязнители – предприятия нефтеперерабатывающего комплекса, цветной металлургии, химии, жилищно-коммунальное хозяйство, автотранспорт. В районах размещения животноводческих комплексов напряженная водоохранная обстановка.

Очень важна проблема утилизации вредных и токсичных промышленных отходов, создание специализированных полигонов по их обезвреживанию, переработке и захоронению. Волгоградская область России входит в число наиболее уязвимых и затронутых опустыниванием районов Нижнего Поволжья.

Проблемы литосферы и растительного мира также требуют решений. Ежегодно земли Волгоградской области загрязняются промышленными отходами, минеральными и органическими удобрениями, несанкционированными свалками.

Загрязнение почв угнетающе сказывается на растительном мире, происходит гибель лесных насаждений диких и сельскохозяйственных культур. Проблемы ликвидации твёрдых бытовых отходов вообще следует отдельно.

Огромные мусорные свалки давно стали обыденностью нашего общества и характерным признаком городских окраин.

Не исключением является и наш город Волжский, который по итогам 2004 года стал победителем России по благоустройству, однако и в нашем городе часто возникают стихийные мусорные свалки, которых особенно достаточно в пригороде.

Коммунальные службы не всегда оперативно их убирают. Мер города М. Афанасьева вынуждена иногда совершать объезды по городскому округу, по результатам таких объездов она вынуждена часто делать серьёзные замечания соответствующим городским службам.

Отходы привлекают ворон и голубей, бродячих кошек и собак – разносчиков инфекций.

Внимание!

Стихийные свалки служат средой обитания болезнетворных микроорганизмов, являются причиной загрязнения почв, воздуха и водоёмов.

До тех пор, пока человечество не научиться правильно утилизировать отходы, проблема их ликвидации будет упорно напоминать о себе.

В связи с тем, что экологическая обстановка Волгоградской области нуждается в значительном улучшении, необходимо внедрение в экополитику нашего региона определённых идей, предложений и проектов, связанных с преобразованием технологий производства и утилизации отходов, направленных на снижение негативного влияния их на окружающую среду.

Руководители страны, регионов, а также экологическое законодательство предлагают ряд мер, которые позволят существенно улучшить ситуацию в решении экологических проблем, как в регионах, так в целом по стране, особенно эти меры будут полезны и для Волгоградской области т. к. для нашего региона характерна острая экологическая ситуация.

В последние годы Волгоградская Областная Дума и Администрация области приняли ряд документов для улучшения экологической ситуации.

Очень важным документом является постановление Администрации Волгоградской области от 28 сентября 2009 г.

№ 358-п «О долгосрочной областной целевой программе «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Волгоградской области» на 2010-2012 годы».

В этом документе в частности говориться, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности региона.

Далее в документе говорится, что для достижения этой цели необходимо:

  • сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
  • обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
  • обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Теперь назову основные программные направления выше названного  документа для улучшения экологической ситуации:

  • охрана и воспроизводство биологических ресурсов;
  • экологическое образование населения;
  • развитие системы особо охраняемых природных территорий;
  • организация и ведение государственного мониторинга окружающей среды;
  • рациональное использование водных ресурсов;
  • развитие и возрождение защитных лесных полос и других лесонасаждений;
  • государственное регулирование в сфере обращения с отходами;
  • радиационная безопасность.

Руководство региона, специалисты, ученые считают, что необходимо также:

  • защита поверхности земли и грунтовых вод при выборе места для свалки твёрдых бытовых отходов;
  • строительство на территории Волгоградской области мусороперерабатывающих заводов, так как подобные заводы смогут ликвидировать свалки твёрдых бытовых отходов, загрязняющие почву, воздух и водоёмы.

Экономическое развитие области, улучшение окружающей среды, качества жизни и здоровья населения обеспечиваются практической реализацией принципов экологической доктрины Российской Федерации, природоохранными программами, повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере природопользования и сохранение природного потенциала и формированием нормативного качества объектов окружающей среды.

Достижением этого комплекса задач выступает Администрация Волгоградской области. Комплекс реализованных природоохранных мероприятий, позволили частично стабилизировать экологическую ситуацию в 2010 году.

Источник: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/biology-311/ecology-and-biotechnology-311/8167-contemporary-ecological-situation-of-the-volgograd-region-of-russia-and-solutions-to-environmental-problems

Отношение человека к природе

Многовековыми прочными узами связаны человек и природа.

Сочинение на тему гармоничного сотрудничества между двумя этими важными составляющими заложено в момент зарождения разумной жизни на уникальной планете Земля.

Насколько усердно мы будем заботиться о сохранении родной природы, настолько будет увеличиваться наше физиологическое и материальное состояние.

Связь человека с природой началась еще с незапамятных времен. Недаром природу называют матерью. Ведь она первая помощница и защитница, всегда дающая кров и саму жизнь. Природа является единственным источником нашего, то есть человеческого существования.

Взаимодействие человека и природы должно быть гармонично во всех отношениях. Ничего не бывает просто так. Хочешь есть хлеб — вырасти его.

Важно!

Работай на земле с любовью и уважением, и она накормит тебя. Береги реки и озера, и они напоят тебя.

Поддерживай баланс этой взаимной помощи, и природа щедро отплатит тебе своими дарами.

Человек и природа — это по большому счету одно целое. Новорожденный человечек спелой вишенкой падает в материнский подол природы, и только благодаря ей растет и живет. С самого детства он должен учиться любить природу. беречь ее, защищать от бездумного разрушения и чувствовать вместе с ней.

Роль человека в природе крайне велика. Как существо разумное, он несет ответственность за все хорошее и плохое, происходящее в нашем мире.

Многие человеческие пороки способны нанести колоссальный ущерб окружающей среде. Варварское выкачивание подземных ресурсов все время опустошает недра земли.

Они не успевают восстанавливаться, так же как и запасы пресной воды, которые бездумно и бесхозяйственно расходуются тоннами мега литров.

Вырубленные леса теряют свой ареал обитания животных, растений, насекомых и земноводных. Лесные вырубки с торчащими пнями похожи на беззубые рты, взывающие к нам беззвучными воплями отчаяния.

Истребленные людьми редкие виды животных, а также рыб уже никогда не промелькнут в лесной чаще, не плеснут хвостом в реке или в море. Наши дети увидят их исключительно на картинках в учебниках зоологии.

А в учебниках ботаники — виды исчезнувших навсегда растений.

Отношение человека к природе начинается с раннего детства. Ползет по тропинке букашка — не топчи ножкой. Растут на лужайке одуванчики — не срывай, чтобы тут же выбросить. Плачет во дворе брошенный котенок или же скулит щенок — не пинай их.

Пропусти букашку, обойди одуванчик, напои молочком котенка, брось щенку косточку, погладь их. Так мудрые родители воспитывают своего малыша. Он вырастит в гражданина с большой буквы.

Совет!

Станет рабочим или ученым, но всегда будет помнить, что его дом не только четыре стены, но и весь мир, где все и все ему всегда рады.

Взаимосвязь человека с природой щемящей, светлой радостью звенит на струне общей мелодии в унисон.

Но если человек когда-нибудь возомнит себя выше матушки природы, возгордится, станет разрушать, уничтожать, опустошать, то хрупкая связь оборвется навсегда.

Природными катаклизмами уже сейчас все чаще планета призывает нас повернуться к ней лицом и умерить свои амбиции.

Отношение человека к природе должно быть таким же, как природы к человеку. Солнце, воздух, дождь, вода, ветер, дары лесов и полей — все это природа дает нам в изобилии.

Мы с каждым днем потребляем все жаднее и прожорливее. Забираем до последнего зернышка, вычерпываем до последней капельки.

Истощаем почву, а она сегодня из последних сил старается прокормить нашу ненасытную утробу.

Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы — ее дети.

Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение — вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе.

И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.

Источник: http://schoolessay.ru/otnoshenie-cheloveka-k-prirode/

Как часто вы задумываетесь о благополучии окружающей среды? Каждый день все больше лесов вырубается, в реки сбрасывается огромное количество отходов, заводы дымят и сильнее загрязняют атмосферу, но никому нет до этого дела.

Поэтому проблема бережного отношения к природе несомненно является актуальной на сегодняшний день.

Крайняя озабоченность его этой проблемой проявляется в таких вопросах, как “Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?”, “Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду?” Люди, решившие опрыскать лес химической жидкостью, прекрасно осознают, насколько это губительно для экосистемы.

Из-за беспечности человека погибают невинные живые существа. Если мы будем продолжать уничтожать природу в том же духе, то вскоре на нашей планете не останется ни одного зеленого уголка.

Мы должны научиться бережному отношению к природе, жить в мире и согласии со всем живым на  Земле. Именно к этому нас призывает В.М.Песков.

 Я разделяю чувства и мысли автора, так как в сегодняшнем мире мы должны тщательнее относиться к проблемам окружающей среды, ведь мы полностью зависим от нее и неразрывно связаны с ней.
 

Хорошим примером правильного отношения к природе служит героиня повести А.И.Куприна “Олеся”. Олеся всю жизнь провела в единении с природой. Она, как никто другой, ощущает тонкую связь между собой и лесом, она понимает, что он живой. Именно поэтому она встает на сторону природы и защищает каждого обитателя леса,  от маленькой травинки до высокой ели. За эту любовь и заботу ко всему живому она была награждена сверхъестественными способностями, которые помогают ей выжить в лесной глуши.

Также подтверждение того, что люди забыли о том, что природа их родной и единственный дом, можно найти в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека – как работника. Его другу, Аркадию, напротив, общение с окружающим миром дает наслаждение и помогает залечить душевные раны. Для него это единение естественно и приятно…

Источник: http://vopvet.ru/news/problema_berezhnogo_otnoshenija_k_prirode/2014-12-27-383

Бережное отношение и любовь к природе

Проблема любви и бережного отношения к природе. Данные аргументы пригодятся на ЕГЭ, если вы будете писать сочинение о трепетном отношении к окружающему миру.

Любовь к природе героя романа Айтманова «Плаха» проявилась в его бережном отношении к ней.

Когда Бостон узнал, что Базарбай украл волчат, пока родители охотились, чтобы продать их, он решил выкупить зверенышей и вернуть обратно.

К сожалению, попытки героя помочь волкам не увенчались успехом. Базарбай, недолюбливающий Бостона, назло отказался от его предложения.

(51 слова)

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»

В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» описывается немало примеров бережного отношения к природе. Егор Полушкин – добродушный простак, который заботился обо всем живом.

Копая траншею, герой наткнулся на муравейник и решил его обогнуть, чтобы не навредить насекомым.

Но не подумал Егор, о том, что кривых труб не бывает и стал объектом для насмешек окружающих.

(55 слов)

Главный герой романа Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» служит ярким примером человека, любящего природу.

Важно!

Когда Егор очень сильно нуждался в деньгах, он узнал, что от населения принимают моченое лыко за вознаграждение. Полушкин долго колебался, не поднималась у него рука срывать кору с деревьев.

А вот его двоюродный брат повел себя иначе и уничтожил целую липовую рощу.

(57 слов)

Бескорыстность и бесконечную любовь к природе проявил сын главного героя романа Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Однажды Кольке подарили настоящий спиннинг, о котором не мечтали даже взрослые мужчины.

Но когда мальчик увидел, что Вовка собирается насмерть замучить щенка, не задумываясь, отдал ему самый драгоценный подарок ради спасения маленького животного.

(50 слов)

Главный герой романа Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» очень трепетно относился к природе. За это он был назначен лесничим вместо двоюродного брата.

Однажды Егор услышал взрывы – туристы глушили рыбу – и помчался среди ночи спасать свою территорию, а там его и поджидал завистливый Бурьянов.

Последнее, что увидел Полушкин – убитые недоброжелателями лебеди, а потом его принялись избивать. За попытки защитить природу Полушкин поплатился жизнью.

(62 слова)

Н. А. Некрасов стихотворение «Дед Мазай и зайцы»

Персонаж стихотворения Некрасова «Дед Мазай и зайцы» демонстрирует бережное отношение ко всему живому. Во время наводнения старик спасал зайцев на лодке.

Совет!

Раненых забрал к себе и, вылечив, выпустил их. Дед Мазай никогда не убивал животных без надобности или ради удовольствия.

Чего нельзя сказать о других людях, которые потешались над тонущими зайцами и били их баграми.

(55 слов)

И. С. Тургенев роман «Отца и дети»

Очень любил природу и Кирсанов – герой романа Тургенева «Отцы и дети». Юноша умел видеть и чувствовать красоту окружающего мира.

У него были невероятно гармоничные отношения с природой, герой чувствовал себя ее частью.

Источник: http://supersoch.ru/ege/chelovek-i-priroda-gotovye-argumenty/berezhnoe-otnoshenie-i-lyubov-k-prirode.html

Психология отношения к природе

Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого мира.

Но благодаря тому что человек назвал себя царем природы, многое в этом единстве нарушилось. На наш взгляд, взаимодействие между собакой и человеком является ярким примером этого единства и взаимодополняемости.

Поговорим немного о проблемах психологии экологического сознания.

Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы.

Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает в определенном смысле промежуточное положение между миром вещей и миром людей.

Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других — необходимо привлечение аппарата социальной психологии.

Важно понять понятие «мир природы».

Если «природная среда» выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая целостная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, то «мир природы» — это совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. «Природа как среда» функционирует в сфере материального, «мир природы» конструируется самой личностью, существует в сфере идеального, «надстраивается» над природой как материальным субстратом.

Смысловую разницу между «миром природы» и «природой как средой» легко понять, если просто сравнить привычную и близкую нам фразу: «весеннее пробуждение мира природы» и аналогичные, но бессмысленные конструкции: «весеннее пробуждение природной среды» или «весеннее пробуждение окружающей среды». В словосочетании «пробуждение мира природы», безусловно, подчеркивается совершенно естественная для человека субъективность восприятия природы.

Смысловые различия между «миром природы» и «природной средой» можно продемонстрировать также с помощью терминов гештальтпсихологии «фон» и «фигура».

«Природа как среда» для человека субъективно выступает своего рода «фоном», на котором разворачивается деятельность тех или иных субъектов. «Мир природы» всегда является для человека «фигурой», на которой собственно и концентрируется его внимание.

Человек склонен очеловечивать объекты природы, наполнять их теми качествами и характеристиками, которые присущи миру человека.

Важно!

Так, например, мы присваиваем своим домашним питомцам те качества, которые присущи нам, либо те, которых нам по объективным причинам не хватает. Именно благодаря этому мы видим, что собаки очень сильно похожи на своих хозяев.

Мы наслаждаемся картинами природы, игрой животных, тем, как наши собаки взаимодействуют с детьми и т.п.

В педагогической литературе сложилась традиция использования таких полярных терминов, как «потребительское отношение к природе» («утилитарно-потребительское») и «ответственное отношение к природе» (или «сознательное отношение»).

Под «потребительским отношением» понимается «безумное», «расточительное», «бесхозяйственное» и т.п. использование природы. А.Н. Ильина (1998 г.) использует термин «агрессивно-потребительское» отношение к природе.

Среди философов доминирует тенденция связывать типологию отношения к природе с нравственностью либо опять-таки с прагматизмом (который в этом случае понимается как отсутствие проявления нравственности по отношению к природе).

В психологии рассматривается неоднозначный подход к проблеме отношения к природе. Исследователи из США Б. Рейтон и Э. Лангенау (1996 г.), изучая отношение американцев к диким животным, выделили 9 типов такого отношения.

При этом отмечается, что людям, как правило, присущи различные типы, выраженные в разной степени.

1. «Натуралистическое» — интерес к жизни дикой природы, стремление вести натуралистические наблюдения (около 6% опрошенных).

Совет!

2. «Экологическое» — абстрактное умозрительное понимание роли всех видов в стабильном функционировании экосистем (до 5%).

3. «Гуманистическое» — сильная эмоциональная привязанность к отдельным животным-любимцам, которые, однако, рассматриваются как существа, стоящие несопоставимо ниже человека (до 6%).

4. «Нравственное» — забота и общение с животными, которые воспринимаются как равные партнеры, по отношению к которым действуют все этические правила (более 20%).

5. «Научное» — интерес только к биологическим и физиологическим свойствам животных (менее 2%).

6. «Утилитарное» — акцент на полезность животных и прибыль, извлекаемую с их помощью (до 15%).

7. «Властное» — удовлетворение от господства над животными в спортивном контексте: охота, родео и т.п. (менее 5%).

8. «Негативное» — неприязнь, страх перед животными или полное безразличие к ним (более 7%).

9. «Эстетическое» — симпатия к животным, понимание их культурного значения для человека. Российский врач-психотерапевт М.Е. Бурно (1989 г.

) утверждал, что для достижения терапевтического эффекта важно помочь каждому пациенту определить его субъективное отношение к природе.

Внимание!

Опираясь на тип отношения возможно с наибольшей точностью подобрать тот набор техник взаимодействия, который помогает максимально эффективно использовать общение человека с животным.

Анализируя эти труды и опираясь на свои многолетние наблюдения за общением между детьми и собаками, собаками и взрослыми, мы сделали предположение о том, что животные могут быть лекарями как своих хозяев, так и других людей, которые будут общаться с ними. Нас сильно поразила картина, когда мальчик с диагнозом ДЦП, сидящий в коляске и с трудом берущий в руки предметы, с горящими глазами и неподдельным восторгом размеренно и плавно вычесывает собаку… И таких примеров можно привести множество.

Вернемся к типологии отношения к природе, разработанной нашими современниками В.А. Левиным и С.Д. Дерябо (таблица 3).

Типология субъективного отношения к природе Таблица 3.

Перед тем как перейти к описанию типов, хотелось бы отметить, что чистых типов не бывает и в основном встречаются смешанные.

Объективный характер отношения подразумевает отношение к предметам природы и живым существам как к объектам, если вспоминать терминологию Мартина Бубера «Я-Оно». Субъективный характер отношения подразумевает отношение к природе как к субъекту, т.е.

равноправному участнику взаимодействия. Такие взаимоотношения М. Бубер описывает как отношения типа «Я — Ты». Только в этом случае возможно чувственное сопереживание животным. В нашем случае интересно взаимодействие с собаками.

Данный тип отношения будет не только характеризовать позиционирование человека, но и в том числе определять тип реакции на поведенческие проявления животного.

Объективно-прагматическое отношениек природе связано с ее восприятием в качестве источника материальной пользы, поставщика ресурсов, т.е. природа воспринимается «как средство».

При этом природа выступает для личности в качестве объекта, лишенного самоценности.

Человек оказывает на объектно воспринимаемую природу лишь свое одностороннее воздействие, может полностью ею распоряжаться, «покорять» и т.п.

Важно!

Такое отношение свойственно не только «технократам», но также распространено среди лиц с низким уровнем интенсивности субъективного отношения к природе и особенно доминирует в старшем подростковом возрасте. Примером такого отношения может служить взгляд на собаку как на существо, которое обязано охранять жилище.

Субъективно-прагматическое отношениехарактеризуется тем, что природные объекты могут субъективно восприниматься в качестве своего рода субъектов, партнеров взаимодействия.

По отношению к ним возможны процессы эмпатии (сопереживание и вчувствование, этот процесс говорит о том, что хозяин может поставить себя на место собаки и понять ее чувства, боль и т.д.), идентификации, рефлексии.

Однако основная мотивация взаимодействия с ними носит преимущественно прагматический характер.

Например, лошадь в крестьянском хозяйстве часто пользуется настоящей любовью и уважением, но все это происходит на фоне ее прагматического использования.

Хозяин может хорошо понимать состояние лошади, но при этом заставлять ее делать то, что нужно ему, используя порой для этого те чувства привязанности и преданности, которые испытывает к нему лошадь, то есть манипулируя ею.

Такой тип отношения можно достаточно часто встретить у сельских жителей, проводников служебных собак, дрессировщиков и т.д.

Разрабатывая нашу методику, мы столкнулись с тем, что основная литература по методам дрессировки собак написана именно в ключе субъективно-прагматического отношения к собаке.

В своей работе мы попытались максимально сместить этот акцент на взаимоотношение с собакой как с равноправным участником взаимодействия, субъектом, который выполняет свою трудную, но очень важную работу.

Объективно-эстетическое отношениесвойственно людям, ориентированным в первую очередь на чувственное, эстетическое восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным объектам.

Совет!

Это отношение характеризуется особой чувствительностью к «чувственной выразительности природы», способностью «непосредственно постигать объекты на основе своей чувственной эстетической восприимчивости, их объективные материальные признаки (цвет, форма, пропорции, ритмы, размеры, симметрия, динамика, звучание и т.п.)» (Печко Л.П., «Эстетическая культура и воспитание человека», 1991 г.

, с. 75). При этом природа остается в образе мира личности в качестве «объекта», который — при всей своей привлекательности — несопоставимо далек от возможности партнерского субъект-субъектного взаимодействия с ним.

Такой тип отношения может проявляться у научных работников, художников, цветоводов и особенно доминирует в юношеском возрасте (16-17 лет).

Субъективно-эстетическое отношениеотличается от предыдущего типа восприятием эстетически переживаемого природного объекта как своего рода субъекта, то есть способностью «вживаться в его образ» (Печко Л.П., «Эстетическая культура и воспитание человека», 1991 г.), эмоционально откликаться на его витальные (жизненные) проявления, испытывать к нему сопереживание, симпатию, в конечном итоге — в желании взаимодействовать с ним как с партнером, в признании его самоценности и готовности уважать эту самоценность.

Такое отношение наиболее выражено у писателей-натуралистов, художников-анималистов.

Объективно-познавательное отношениехарактеризуется доминированием когнитивного (знаньевого) компонента отношения к природе и когнитивным типом экологических установок.

Природа воспринимается в первую очередь как объект изучения, «рационально-научный».

При этом для получения соответствующих знаний природный объект может подвергаться деструктивному воздействию, порой жестокому; за ним не признается право на самоценность.

Такой тип отношения встречается у ученых-биологов, занимающихся лабораторными исследованиями, весьма распространен среди учителей-естественников. Именно объективно-познавательным духом отношения к природе (наряду с объективно-прагматическим) пронизано школьное биологическое образование.

Субъективно-познавательное отношениеотличается от предыдущего направленностью на изучение природы при осознании самоценности и неповторимости каждого природного объекта, признании за ним безоговорочного права на существование, возможности равноправного взаимодействия.

Такой тип отношения характерен для многих ученых-зоологов, посвятивших себя экологическим исследованиям. Я. Линблад (1983 г.) в своей книге «Белый тапир и другие ручные животные» пишет о животных как об «индивидуальностях» и «личностях» (!). Этот тип отношения доминирует в дошкольном и младшем школьном возрасте.

При таком отношении можно говорить о том, что домашний питомец будет восприниматься как член семьи и его интересы будут учитываться.

Внимание!

Дети склонны разговаривать с домашними животными, делиться с ними своими переживаниями, проигрывать различные социальные взаимодействия (как мама или папа по отношению к питомцу). Именно этот момент является ключевым в кинологической психокоррекции с детьми.

Объективно-практическое отношениехарактеризуется преобладанием практического компонента интенсивности и доминированием практического типа экологических установок.

При этом объект природы выступает «как средство» удовлетворения потребности личности в технологической и психологической вооруженности, не являясь сам по себе «целью» контактов с ним.

Например, аквариумист путем долгих практических усилий добивается разведения редких, «трудных» рыбок.

В результате повышается его самооценка, растет авторитет среди товарищей по увлечению.

Самих рыбок он воспринимает объективно: их можно легко продать, «выбраковать» мальков и т.д.; они представляют ценность только в плане социального престижа.

Субъективно-практическое отношениехарактеризуется направленностью практических действий человека непосредственно на природный объект, то есть к нему складывается отношение «как к цели».

Природный объект воспринимается в качестве полноправного партнера.

Человек становится чувствительным к проявлениям природного объекта, субъективно интерпретирует их как «ответы» на свою активность и в результате рефлексии (осознавания) корректирует ее с учетом «интересов» природного объекта.

Такое отношение наиболее типично для настоящих любителей собак, кошек, других комнатных животных и даже растений.

Следует отметить, что порой такое отношение складывается только к любимому природному объекту, в то время как отношение к «остальной» природе может носить даже объективно-прагматический характер.

Объективно-охранное отношениехарактеризуется доминированием поступочного компонента интенсивности при объективном восприятии природы.

Важно!

Такое отношение формируется в контексте «дальнего прагматизма»: природа воспринимается как собственность всего человечества, в том числе и будущих поколений, в интересах которых и требуется охрана природных объектов.

Именно такой тип отношения к природе традиционно именуется в педагогике «сознательным», «ответственным», «рациональным» и т.д.

и провозглашается целью экологического образования.

Такое отношение часто встречается у «зеленых» и других активистов природоохранных движений, школьных учителей, которые выдвигают различные лозунги в защиту природы и т.п.

Субъективно-этическое отношениехарактеризуется доминированием поступочного компонента и этических экологических установок личности.

В этом случае природа уже не воспринимается как объект одностороннего воздействия человека, за ней психологически признаются качества, свойства субъекта со всеми вытекающими из этого последствиями: контакты между природой и человеком воспринимаются уже именно как взаимодействие; природа, как и любой другой субъект, имеет право на существование «просто так», вне зависимости от «полезности» или «бесполезности» ее для человека; из «ресурсов» она превращается в партнера человека, который из завоевателя и покорителя природного сообщества становится одним из его членов, обладающим такими же правами, как и любой другой.

В этом случае сферой этики становятся уже не только отношения между людьми, но и отношения с животными, растениями и целыми экосистемами.

Это подразумевает не только наличие определенных обязанностей, связанных с природой, но и того, что можно назвать «экологической совестью» — внутреннего психологического механизма сознательной регуляции человеком своего поведения при взаимодействии с природой.

Субъективно-этический тип свойственен людям с наиболее высоким уровнем интенсивности отношения к природе. Он доминирует в младшем подростковом возрасте — при максимальном в онтогенезе уровне интенсивности этого отношения.

Здесь рассматривается позитивистский подход, но при этом необходимо помнить и о новой тенденции развития философской науки в XX веке.

Совет!

Об этом подробно писал Библер: «Логика XX века будет направлена на соединение мировоззрения, которое будет проходить через учитывание целостности и жесткой структуры».

Мы снова сталкиваемся с отходом от жесткой детерминированности к дуалистичности подходов.

Можно говорить о вхождении духовного и божественного в науку — это совершенно новый виток развития философии и научных подходов к человеку, ярко прослеживается антропологичность (изучение человека как целостной системы, включенной в систему мироздания).

Рассматривая нашу методику, хотелось бы подойти к развитию человека комплексно, не вычленяя его из системы и разбивая на отдельные диагностические блоки, а объединяя его состояния и позиционируя целостность и единство. Очень важно включить человека в систему связей мироздания, преодолеть человеческую ограниченность и надуманную «великость».

Источник: http://poznayka.org/s75454t1.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.