Факторы размещения машиностроения в мире(2018г)

Содержание

Факторы размещения машиностроения. Тяжелое машиностроение: факторы размещения

Факторы размещения машиностроения в мире

Машиностроение является важнейшей отраслью народного хозяйства.

Оно обеспечивает техникой и оборудованием все направления экономики, а также производит много бытовых предметов, необходимых человечеству в повседневной жизни.

В этой статье раскрыты основные факторы размещения машиностроения и их значение для производства разных видов оборудования.

Машиностроение – ключ к развитию государственной экономики

Машиностроение занимает главное место в промышленном производстве и влияет на развитие всех отраслей хозяйственной деятельности. Оно характеризует научно-технический уровень страны и ее обороноспособность.

В развитых странах на машиностроение припадает около 35% внутреннего валового продукта.

Особенностью машиностроительной продукции этих стран является большое разнообразие товара наивысшего качества и его конкурентоспособность.

Состав машиностроительного комплекса и его особенности

Машиностроение имеет довольно сложную структуру и состоит из более 70 разных отраслей. Главными его направлениями считаются электроника, робототехника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, изготовление самолетов, локомотивов и вагонов.

Машиностроительный комплекс имеет ряд важных особенностей, от которых зависит размещение производственных мощностей.

Во-первых, в этой отрасли решающее значение имеет степень развитости специализации (производитель выпускает один вид товара) и кооперирования (когда над производством товара работают несколько предприятий).

Внимание!

Во-вторых, существуют определенные факторы, влияющие на размещение машиностроения. В зависимости от специализации отрасли, их комбинация может отличаться.

Например, автомобильный завод производит готовый транспорт, но для его изготовления использует детали, которые закупает у других предприятий. В этом случае важным фактором размещения автомобилестроительного машиностроения является хорошо развитая транспортная сеть.

Факторы размещения отраслей машиностроения

Экономисты выделили основные факторы, которые существенным образом влияют на размещение машиностроения:

  • металлоемкость;
  • трудовые ресурсы;
  • сырьевая база;
  • наукоемкость;
  • территориальная концентрация;
  • потребительский фактор.

Практически для всех отраслей основными являются такие факторы размещения машиностроения, как наукоемкость и рабочая сила.

Соотношение и количество других факторов для каждого вида машиностроения может существенно отличаться. Например, развитость аграрного комплекса в стране способствует росту спроса на землеобрабатывающее оборудование.

Таким образом, возникает потребность расширять сельскохозяйственное машиностроение.

Факторы размещения наукоемких отраслей (радиоэлектроника, вычислительные машины) сводятся к регионам, где находится достаточное количество квалифицированных специалистов и есть возможность проводить научные опыты и исследования.

Классификация машиностроительных отраслей

Одни и те же факторы размещения машиностроения для некоторых предприятий могут быть стратегическими важными, а на другие влияют лишь незначительно. По этому принципу экономисты разделили все отрасли машиностроения на три группы: тяжелое, среднее и общее.

Тяжелое машиностроение

Отрасли этого вида машиностроения характеризуются большими затратами на металл и небольшой трудоемкостью.

К ним относится производство подъемно-транспортного, горнорудного, металлургического и шахтного оборудования, тяжелых станков, локомотивов и вагонов, крупных судов.

Важно!

Все эти направления в комплексе являют собой тяжелое машиностроение. Факторы размещения таких предприятий – сырьевая база и потребитель.

Так, в структуре производственных издержек этих заводов затраты на сырье и материалы составляют от 40 до 80%. По этой причине они размещаются около металлургических предприятий и рынка сбыта.

В группе отраслей тяжелого машиностроения особое место занимает энергетическое машиностроение, которое производит генераторы, паровые турбины, котлы, двигатели для речных и морских судов.

Предприятия такого направления в основном размещаются в регионах с развитым машиностроительным комплексом, где работают высококвалифицированные кадры. По такому же принципу развивается производство кузнечно-прессового оборудования и тяжелых станков.

Как правило, такую технику выпускают маленькими партиями на заказ для машиностроительных предприятий страны или зарубежных контрагентов.

Ближе к потребителю размещаются такие отрасли транспортного машиностроения, как производство электро- и тепловозов, вагонов и судов. Так, судостроение тяготеет к морским портам, хотя эта отрасль имеет некоторые сложности.

Дело в том, что для строительства современных судов необходимо специальное оборудование.

Поэтому судостроение организовывается по принципу кооперирования с другими предприятиями, поставляющими детали, оборудование и даже готовые секции судов.

Среднее машиностроение

Главные факторы размещения машиностроения этой группы – квалифицированные кадры и энергоресурсы. Она включает производства с малой металлоемкостью и большими потребностями в трудовых ресурсах.

В группу среднего машиностроения входят предприятия, которые характеризуются узкой специализацией и связанностью с поставками от кооперативных предприятий.

Например, производство оборудования для полиграфической, пищевой и легкой промышленности. Главной отраслью среднего машиностроения является производство автомобилей.

Эта отрасль изготавливает также моторы, подшипники, электрооборудование и т. д.

Общее машиностроение

Эта группа машиностроения включает предприятия, которые специализируются на производстве машин и технологического оборудования для химической, нефтеперерабатывающей и лесной промышленности.

Также сюда относятся заводы, которые выпускают дорожные и отдельные виды сельскохозяйственных машин. В структуре себестоимости продукции такого типа наибольшую часть затрат составляет заработная плата рабочих (до 30%), остальные издержки – сырье, материалы и энергоресурсы.

Таким образом, размещение предприятий этой группы зависит от потребительского фактора, рынка сбыта и рабочей силы.

Совет!

Для примера рассмотрим сельскохозяйственное машиностроение. Факторы размещения этой отрасли – потребительский спрос, сырьевая база, наличие развитого транспортного соединения.

Приоритетное значение в развитии сельскохозяйственного машиностроения имеет потребительский фактор.

Именно от наличия спроса на тракторы, комбайны и прочие аграрные машины зависят объемы и масштабы производства.

География машиностроения

Факторы размещения предприятий машиностроения играют решающую роль в экономике всех стран, включая всю мировую географию. Например, многие регионы Канады, Аргентины, часть Австралии, некоторые штаты США уже веками являются известными аграрными районами.

В этих местах существует стабильно высокий спрос на сельскохозяйственное оборудование и машины.

А стремительное омолаживание и прирост населения во многих странах Азии существенно повлияли на размещение на их территории предприятий, специализирующихся на производстве бытовой техники и радиоэлектроники.

Источник: http://.ru/article/172551/faktoryi-razmescheniya-mashinostroeniya-tyajeloe-mashinostroenie-faktoryi-razmescheniya

Факторы размещения машиностроения

Машиностроение является одной из первостепенных отраслей промышленности. Она создает основной производственный фонд – орудия труда.

Машиностроительная промышленность оказывает существенное влияние на направления и темпы научно-технического прогресса.

Благодаря ей, растет производительность труда, другие показатели экономики, которые определяют эффективность развития производства. Из этой статьи мы узнаем факторы размещения машиностроения.

Машиностроительный комплекс

Комплекс машиностроения – это довольно емкое межотраслевое образование, охватывающее металлообработку и машиностроение.

В машиностроение также входят специализированные отрасли, сходные по используемому сырью и технологии.

  Размещение и развитие отраслей машиностроительной  промышленности строится по тем же принципам, что и во всех отраслях промышленного комплекса.

Исходя из взаимодействия таких факторов, как трудоемкость и материалоемкость, выделяют: общее, среднее и тяжелое машиностроение. Факторы размещения машиностроительного комплекса можно выделить следующие:

  1. Природные условия, и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов.
  2. Объем капитальных вложений и источники финансирования.
  3. Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах.
  4. Уровень базового развития науки и техники.
  5. Специализация и кооперирование.
  6. Транспортная сеть и пути сообщения.
  7. Уровень квалификации и состав трудовых ресурсов
  8. Форма производства.
  9. Структура и масштабы потребления готовой продукции.
  10. Транспортабельность готовой продукции и сырья.
  11. Экология региона.

Технико-экономическая специфика производства напрямую влияет на размещение машиностроительных предприятий.

Прежде всего, на это влияют такие особенности как конструкционная сложность изделий, выпускаемых производством, а также широкое развитие кооперирования и специализации.

Многие отрасли, по характеру технологического процесса производства, тяготеют к районам повышенной технологической культуры, которые обеспечены качественно подготовленными технологическими кадрами.

Это решающие факторы размещения точного машиностроения. Потребительский фактор в тяжелом машиностроении оказывает большее влияние на размещение производства, чем фактор сырьевой. Оптимальным вариантом в данном случае будет совпадение места потребления и источников сырья. 

Отрасли машиностроения

Далее рассмотрим некоторые факторы размещения отраслей машиностроения подробнее:

  • Наукоемкость. Наука является опорой большинства современных отраслей машиностроительного комплекса. Предприятия, относящиеся к технически сложным и наиболее прогрессивным отраслям, сконцентрированы в центрах с наиболее развитой научной базой, например Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург и т.д. Это такие отрасли, как электроника, приборостроение, радиотехническая промышленность, авиакосмическая и т.д. Доля этих отраслей в машиностроении России пока довольно низка, составляет она 20%.
  • Трудоемкость. Для производства сложных и точных машин необходимы большие затраты квалифицированного труда. Например, для того чтобы изготовить ткацкий станок, нужно затратить около 1000 часов рабочего времени, а ракетный и авиационный двигатель собираются значительно дольше. Решающими факторами для размещения таких отраслей являются высокая концентрация населения и квалификация служащих и рабочих. Это определяет место размещения практически четверти машиностроительных предприятий в стране. Максимально трудоемкими являются станко- и приборостроение.
  • Специализация и кооперирование. Машины являются невероятно сложными техническими устройствами, они состоят из множества мелких деталей. В электровозе, например, их 250 тысяч. Их изготовление на одном заводе процесс невозможный. Производятся отдельные части машин на заводах, специализирующихся на их производстве. После этого осуществляется сборка готовых изделий.  Для этих целей созданы комплексы взаимосвязанных предприятий. В их состав входят заводы-филиалы, поставляющие готовые детали и оборудование, и головной сборочный завод. Такая взаимосвязь называется кооперированием. Оно осуществляется и между предприятиями, входящими в одну отрасль, и с заводами, которые относятся к другой отрасли. Основные факторы, влияющие на размещение машиностроения в этом случае, это местонахождение таких предприятий  внутри одного экономического района и уменьшение дальности перевозок. Это обеспечивает комплексное развитие хозяйства.
  • Транспортный фактор. Важность транспортного фактора определяется широким развитием кооперации. При этом возникает необходимость перевозки машин и их деталей.
  • Металлоемкость. Металла требуется, для производства оборудования, очень много. Предприятия, которые его выпускают, стремятся быть ближе к металлургическим базам. Крупнейшие заводы, относящиеся к тяжелому машиностроению, располагаются  в Сибири (Красноярск, Иркутск) и на Урале (Екатеринбург).
  • Ориентация на потребителя. Машиностроительные предприятия, которые производят продукцию малотранспортабельную, в связи с ее большим весом и крупными размерами, находятся в районах потребления. Это сельскохозяйственное машиностроение, производящее комбайны и другую технику, предприятия, производящие машины для лесной промышленности, горное оборудование и т.д.
  • Военно-стратегический фактор. Этот фактор важен для заводов, которые выпускают оборонную продукцию. При их размещении учитываются интересы государственной безопасности. Они должны быть  удалены от территориальных границ государства. В города, где находятся эти предприятия и, разумеется, на сами предприятия, доступ ограничен.

В этой статье мы постарались подробно изложить факторы размещения предприятий машиностроения.

Источник: https://elhow.ru/gosudarstvo/ekonomika/faktory-razmecshenija-mashinostroenija

Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития

Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития

Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы.

В состав машиностроительного комплекса входит более 70 отраслей.

Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует несколько предприятий). Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть значительным. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть — Центральная Россия, Поволжье. Таким образом, транспортный фактор — важнейший для размещения машиностроения.

Предприятия наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электронное, радиотехническое) ориентируются на фактор наукоёмкости и размещаются там, где есть развитая научная база (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и т. д.).

Военно-стратегический фактор определяет размещение предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Они удалены от границ, многие расположены в так называемых «закрытых» городах (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.), либо размещены вблизи военных баз.

Производство многих видов машин требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки — приборостроение, станкостроение. Они тяготеют к районам с высокой концентрацией населения — Москва, Воронеж, Пенза, Рязань.

Металлоёмкость определяет размещение предприятий тяжёлого машиностроения, продукция которых требует много металла (производство энергетического, металлургического оборудования).

Такие предприятия ориентируются либо на крупную металлургическую базу, например —Урал — Екатеринбург, Сибирь — Иркутск, Красноярск. Либо на привозное сырьё, например — Санкт-Петербург.

Многие виды машин нужны везде, а некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для вывоза леса) требуются только в отдельных регионах. При этом такие машины сложно транспортировать, значит, их выгоднее производить, там, где есть в них потребность — потребительский фактор.

Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна.

Машиностроение — ведущая отрасль материального производства, оно обеспечивает машинами и механизмами другие отрасли, тем самым, обеспечивая прогресс в хозяйстве страны в целом.

Внимание!

Но на сегодняшний момент российское машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей.

Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.

Перспективными направлениями в машиностроении является — развитие наукоёмких производств, выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление новых хозяйственных взаимосвязей.

Источник: https://geographyofrussia.com/mashinostroitelnyj-kompleks-sostav-faktory-razmeshheniya-predpriyatij-osnovnye-rajony-i-centry-problemy-i-perspektivy-razvitiya/

Факторы размещения машиностроения в России

Факторы размещения машиностроения в России

> Шпаргалки по географии > География России > Факторы размещения машиностроения в России

НаукоемкостьБольшинство современных отраслей машиностроения в своем развитии опираются на науку.

Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.

) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.) Но доля таких отраслей в машиностроительном комплексе России пока очень низка, она составляет всего 20%.

Трудоемкость

Производство сложных и точных машин требует больших затрат квалифицированного труда.

Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени, а авиационный и ракетный двигатель собираются еще дольше.

При размещении такие отрасли ориентируются на районы с высокой концентрацией населения, а особенно важным фактором является квалификация рабочих и служащих.

Данный фактор определяет размещение почти каждого четвертого машиностроительного предприятия в стране. Самой высокой трудоемкостью отличается станко- и приборостроение.

Специализация и кооперирование

Машины – сложные технические устройства и состоят они из множества деталей, например, в электровозе их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных заводах, а затем осуществлять сборку готовых изделий.

Поэтому создаются взаимосвязанные комплексы предприятий. Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием.

Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей. Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства.

Но в производстве сложных машин могут участвовать десятки предприятий, расположенных в разных частях страны. Например, в создании стратегической атомной подводной лодки участвуют около 2000 поставщиков деталей, узлов и агрегатов.

Из них 1300 находятся на территории России, а остальные за ее пределами. Слишком узкая специализация может привести к появлению монополистов. Доля таких предприятий в российском машиностроении всего 2%, но они производят почти 1/3 всей продукции комплекса.

Важно!

Например, только одно предприятие выпускает швейные машины (Подольск), станки для паркетного производства (Петрозаводск), мотороллеры (Тула), фотоаппараты (Санкт-Петербург).

Транспортный фактор

Широкое развитие кооперации и необходимость перевозки машин или их деталей определяют важность транспортного фактора. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Металлоемкость

Производство различного оборудования требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие его, тяготеют к металлургическим базам. Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Ориентация на потребителя

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию (из-за большого веса или крупных размеров), размещаются в районах потребления.

К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др.

Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.

Военно-стратегический фактор

Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию. При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен.

Источник: http://estnauki.ru/geo/40-geografija-rossii/1799-faktory-%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5

Факторы размещения машиностроения

Машиностроительный комплекс (МС)- крупнейший из промышленных комплексов, главная задача которого вооружать народное хозяйство новым, всœе более совершенным оборудованием и машинами.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенное воздействие социально-демографических экономических факторов, к примеру, обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, наличие развитой научной базы, специализация и кооперирование производства.

Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовление одного продукта (услуги), части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве.

В машиностроении специализацию подразделяют на предметную, подетальную, технологическую, функциональную:

a)предметная – выпуск готовых изделий (конечных видов продукции – машин и оборудования);

b)подетальная – производство и поставка по кооперации отдельных частей и деталей;

c)технологическая – производство и поставка полуфабрикатов;

d)функциональная – производство и предоставление услуᴦ.

Совет!

Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения.

Она дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации производственных процессов, что повышает эффективность развития производства (повышение производительности труда и качество продукции и т. п.).

Развитие всœех видов специализации в промышленном производстве обусловило широкие связи по кооперативным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства.

Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определœенную технологическую операцию. Кооперирование способствует повышению технического уровня производства, внедрению передовых форм организации производства, лучшему использованию производственных мощностей.

Массовый и крупносœерийный выпуск готовой продукции и полуфабрикатов настолько снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперативных связей или поставок продукции потребителям затраты на дальние перевозки.

В различных районах страны созданы комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Οʜᴎ состоят из групп заводов, большая часть из которых заводы-филиалы, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов.

Такая организация производства позволяет создавать заводы-филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась чересчур узкая специализация, которая привела к сильной монополизации производства (до 80%). Сегодня только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), картофелœеуборочные комбайны (Рязань).

Наукоемкость – один из важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий – ориентация на научный потенциал (тяготение к районам с развитой научной базой).

Развитие машиностроения невозможно без широкого внедрения научных разработок.

По этой причине производство наиболее сложной и прогрессивной техники концентрируется в районах, обладающих высокоразвитой научной базой (НИИ, опытные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани ит. д.).

Трудоемкость(большие затраты труда и высокая квалификация используемого труда) изготавливаемой в машиностроении продукции обусловило тяготение многих его отраслей к районам сосредоточения трудовых ресурсов. На пример, для производства одной тонны минœеральных удобрений нужно затратить 2-3 часа. Вес ткацкого станка всœего в два раза больше, но чтобы его изготовить крайне важно затратить 1000 часов рабочего времени. Высокая трудоемкость присуща производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск, Зелœеноград и т.д.), авиационной промышленности (Казань, Самара и т.д.), станкостроению (Москва и т.д.).

Ориентация на потребителя.

Продукция машиностроения очень разнообразна, используется как в различных отраслях машиностроения (станки, прессы, инструменты, электроприборы), так и в других производственных комплексах (энергетическое, горно-шахтное оборудование, крупные речные и морские суда и т.д.). Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителœей продукции, что связано с низкой траспортабельностью отдельных видов продукции в следствии его большого веса и крупных размеров. Данную продукцию выгоднее производить в районах ее потребления. К примеру, тракторы для вывозки леса (трелœевочные) производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых – на Северном Кавказе (Ростов- на- Дону), и т.д.. Отмеченные выше особенности размещения машиностроения определяют большую роль и значение транспортного факторав осуществлении поставок по кооперации и обеспечению готовой продукцией потребителœей. Машиностроительные предприятия размещаются на крупных транспортных магистралях, так как развитая транспортная сеть, возможность использовать различные виды транспорта позволяет повысить надежность связей по кооперации и обеспечить экономическую эффективность производства. Влияние данного фактора объясняется и тем, что создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации машиностроительных предприятий и сложностью выпускаемой продукции. К примеру, Волжский автозавод связан по кооперативным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше ста комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при большом разнообразии поставляемых изделий и материалов, не всœегда возможно создание всœех предприятий-смежников в районе расположения сборочного конвейера (головного) предприятия.

Военно-стратегический фактор. Предприятие, выпускающее продукцию оборонного назначения (ВПК) размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило в удалении от границ.

В следствии многообразия факторов размещения и повсœеместности потребителœей машиностроение развито во всœех районах России. Но его специализация и роль в хозяйстве отдельных территорий неодинаково.

В первую очередь, в различных частях и регионах страны уровень развития машиностроения неодинаков. Во-вторых, на различных территориях набор машиностроительных отраслей и их значение различны.

В одних районах те или иные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других – удовлетворяют потребности только данного района.

Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/613106_faktory_razmescheniya_mashinostroeniya

Факторы размещения машиностроительного производства – Региональная экономика – Поляк Г.Б. Библиотека учебников на русском языке

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Среди многочисленных факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных производств машиностроительного комплекса, выделяют материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и фондоемкость, а также потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов, как металлоемкость, материалоемкость и трудоемкость, обусловливают деление машиностроения на тяжелое, общее и среднее.

Тяжелое машиностроение. Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла, электроемкостью и малой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Внимание!

Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степени зависит от сырьевой базы и районов потребления. Затраты на сырье и материалы составляют от 40 до 85%, затраты на транспорт – от 15 до 25%, на электроэнергию – 8-15%, на зарплату – 8-15%.

В связи с этим, они и размещаются вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале (Екатеринбург – завод “Уралмаш”, Нижний Тагил) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Здесь производят оборудование для металлургической промышленности: горнорудное, доменное, сталеплавильное, литейное, прокатное; экскаваторы для добычи руды.

Производство горношахтного и горнорудного оборудования в Сибири представлено предприятиями Прокопьевска, Новокузнецка, Кемерова, Иркутска и Красноярска.

В Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов, а также двигателей для морских и речных судов.

Оно размещается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров.

Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются санкт-петербургские “Металлический завод” и завод “Электросила” и таганрогский завод “Красный котельщик”, производящий половину всех паровых котлов страны.

Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной электроэнергетики определило производство оборудования для атомных электростанций.

Важно!

Так, в Санкт-Петербурге выпускаются атомные реакторы. Крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске (“Атоммаш”). Продукция предприятий энергетического машиностроения конкурентоспособна на мировых рынках.

В развитых центрах машиностроения получило развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования.

Как правило, такие станки выпускаются небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

Центрами машиностроения являются Коломна, Воронеж (Центральный федеральный округ), Новосибирск (Сибирский федеральный округ).

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам.

Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг); они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения – Архангельск, на Баренцевом – Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО “Красное Сормово” выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа “река – море”, суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения. Оно получило развитие там, где начала складываться железнодорожная сеть страны.

Современные электровозы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы – черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием – мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, оборудованием для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих грузов. Однако возникнув в районах с развитой сетью железных дорог, эта отрасль сохранила главные черты первоначального размещения. Пассажирские тепловозы производят в Коломне (Центральный федеральный округ), электровозы – в Новочеркасске (Южный федеральный округ), маневровые тепловозы – в Муроме и Людинове; в Демихове налажено производство пригородных электропоездов, что позволило отказаться от их закупок за рубежом (Центральный федеральный округ).

Для производства вагонов нужен не только металл, но и древесное сырье.

Совет!

С учетом этих факторов получило развитие вагоностроение в Нижнем Тагиле, где производят вагоны повышенной грузоподъемности, а также в Калининграде, Новоалтайске.

На производстве изотермических вагонов специализируется Брянский завод тяжелого машиностроения; в Твери выпускают пассажирские вагоны дальнего следования и двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей, в Санкт-Петербурге и Мытищах – вагоны для метрополитена. На производстве грузовых вагонов, контейнеровозов и битумовозов специализируется Абаканский вагоностроительный завод.

Общее машиностроение.

Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной отраслей промышленности, дорожных и отдельных видов сельскохозяйственных машин. В себестоимости продукции отраслей доля затрат на зарплату составляет от 12 до 33%, на сырье и материалы – от 4 до 8%, такой же показатель затрат и на электроэнергию. Предприятия этой группы широко размещены по территории России, ориентируясь на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение.

Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперативным поставкам: автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности. Особое место в этой группе занимают производства пятого технологического уклада, куда относятся наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. В них отношение затрат на отраслевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к соответствующим объемам выпуска продукции отрасли в 1,2-1,5 раза превышает среднемировой уровень по обрабатывающей промышленности развитых стран и составляет в настоящее время 3,5-4,5%.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации.

Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности 3-6 т выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности – ульяновский завод (УАЗ).

Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Легковые автомобили производят в Москве, Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили – в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили – в Серпухове, Набережных Челнах и Елабуге.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно). В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону (“ДЭУ”) и Калининграде (“Вольво”).

В настоящее время лидирующим федеральным округом по производству легковых автомобилей является Приволжский, на долю которого приходится 94,8%. Главным производителем является Волжский автомобильный завод (г. Тольятти).

Внимание!

Производство автомобилей в Центральном федеральном округе сократилось с 9,7% до 2,1%, что связано с сокращением производства автомобилей на Московском автомобильном заводе им.

Ленинского комсомола из-за неконкурентоспособности производимой продукции, основанной на использовании устаревших технологий и не пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения.

Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах.

Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения – Москвой и Санкт-Петербургом оно получило развитие в Приволжском и Уральском федеральных округах.

Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники. Необходимы также разработка и внедрение новых базовых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности, государственная поддержка производств с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.

Наукоемкий сектор промышленности России включает отрасли оборонного комплекса (авиационную, электронную, ракетно-космическую промышленность, промышленность средств связи и радиопромышленность, промышленность вооружения, боеприпасов, спецхимии, атомное судостроение, атомный комплекс), химико-фармацевтическую отрасль, производство химических волокон и нитей, производство композиционных материалов, научное приборостроение, производство сложного медицинского оборудования.

По сходству конечных видов продукции и технологических процессов наукоемкие, высокотехнологичные производства объединены в интегрированные производственно-технологические комплексы: авиаракетно-космический комплекс (АРКК), радиоэлектронный (РЭК), специализированные военно-ориентированные отрасли промышленности (СВООП), наукоемкий сектор химической промышленности (НСХП), атомную промышленность (АТП).

Новая система воспроизводства наукоемких, высокотехнологичных отраслей начала складываться в конце прошлого – начале текущего столетия.

Важно!

Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса.

в которых доля производимой военной продукции превышает 5% в общем объеме продукции предприятия.

Одной из ведущих отраслей этого комплекса является авиационная промышленность, которая к началу 90-х годов XX в. занимала одно из ведущих мест в мире. На нее приходилось 25% мирового выпуска авиационной техники и до 40% военно-авиационной техники.

После распада СССР в Российской Федерации осталось более 85% предприятий и организаций авиационной промышленности. Экономический кризис существенно отразился и на этой отрасли.

Общий объем продукции авиационной промышленности в 1997 г. составил 21% уровня 1991 г., а доля военной продукции за 1991-2003 гг. сократилась до 10,9% ее общего объема.

В 2000-е годы отмечаются положительные тенденции в развитии авиационной промышленности.

Эти отрасли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и размещаются в районах, располагающих высококвалифицированной рабочей силой, НИОКР.

Авиационная промышленность по сложности и уровню квалификации производства почти не отличается от ракетно-космической, поэтому получила свое развитие в центрах высокой технической культуры, располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами, развитой научной базой и конструкторскими бюро.

Совет!

Авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики).

Широко известны в мире такие российские фирмы, как “Сухой”, “МиГ”, “Бериев”, “Туполев”, “Камов”, “Миль”, “Ильюшин”. Одним из самых крупных в мире производителей авиационной техники является Центральный федеральный округ.

В Москве, Воронеже, Смоленске размещаются многочисленные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летательных аппаратов.

Значительное развитие эта отрасль получила и в Приволжском федеральном округе (Казань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Различные модификации самолетов типа “Ил” производят в Москве, Воронеже, Казани. Самолеты типа “Ту” – в Москве, Самаре, Ульяновске. Центрами авиастроения являются также Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

В настоящее время осуществляется реформирование отрасли. Одной из новых форм управления является создание холдинговых компаний.

Одна из таких компаний создается на базе ОАО “Авиационная холдинговая компания “Сухой”, в которую вошли все серийные заводы по производству боевых самолетов марки “Су”.

Холдинговая компания включает авиационное производственное объединение Комсомольска-на-Амуре (КнААПО) и Новосибирское производственное объединение (НАПО), Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) и Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (ТАНТК). На АХК “Сухой” возложена задача по созданию истребителей пятого поколения, который превзойдет по своим качественным характеристикам американский самолет F-35. Затраты на работы составят не менее 1,5 млрд долл.

Внимание!

Положительная динамика за последние два года отмечается и в ракетно-космической промышленности. За последние годы с трех космодромов выполнены 35 пусков ракет-носителей. На орбиту выведены 46 космических аппаратов, в том числе с плавучего космодрома.

Головными предприятиями по производству орбитальных космических аппаратов является НПО “Энергия” им. С.П. Королева (г. Королев, Московская область) и Государственный научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (Москва). Филиалы этих объединений представлены в Самаре, Омске, Красноярске.

В 2001-2003 гг. проводилась реструктуризация АРКК. Так, в авиационной промышленности создаются семь холдингов, в которые кроме двух самолетостроительных предприятий войдут производители вертолетов, двигателей и ракет.

Предполагается также создание двух крупных компаний, специализирующихся на авионике.

В 2002-2003 гг. основным направлением развития гражданского космоса было выполнение международных договоренностей Российской Федерации в области научного, экономического и социального развития ракетно-космической промышленности. Важная роль при этом отводилась космодрому г. Плесецка.

Основная доля прироста наукоемкого сектора в ближайшие годы будет приходиться на АРКК, военные отрасли ОПК и АТП.

Дальнейшему развитию наукоемких отраслей служат сохраняющийся высокий общеобразовательный уровень и интеллектуальный потенциал.

Несмотря на то, что в последние годы происходил значительный отток высококвалифицированных специалистов и ученых, в стране проводятся фундаментальные исследования в области физики, химии, математики, а также ведутся прикладные разработки в лазерной и криогенной технике новых материалов, аэрокосмической технике, разработки отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и телекоммуникаций, информатики, программных продуктов для ЭВМ и др.

Важно!

Государству необходимо способствовать и стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества России на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Институты РАН, отраслевые НИИ обладают техническими разработками и технологиями, которые могут определять не только конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, но и основные направления развития мировой цивилизации.

Так, в области информатики к ним можно отнести выпуск принципиально нового носителя информации – трехмерной оптико-электронной памяти, который способен совершить революцию в современных технологиях.

Перспективными в отрасли являются также технологии создания элементной базы электроники, механотроники, компьютеров пятого-шестого поколений, лазерные технологии, голография, малые коммуникационные специализированные спутники, один из которых был разработан при участии студентов МГУ и запущен в космос, длинноволновые каналы связи, системы глобального мониторинга окружающей природной среды.

Разработанный российской компанией “Эльбрус” компьютерный процессор Е2К по технологическим решениям и скорости быстродействия превосходит западный процессор, который планируется к выпуску; при этом он отличается энергоемкостью и меньшими издержками производства. Ведутся в России и работы по созданию нейрокомпьютеров, в 1000 раз превосходящих обычные компьютеры по скорости операций при относительно небольших размерах и стоимости.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/faktory_razmescheniya_mashinostroitelnogo_proizvodstva.php

Ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения

ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности

размещения. Страны, выделяющиеся по уровню

развития машиностроения

Почему машиностроение является ведущей отраслью современной промышленности?

Машиностроение – одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль машиностроение возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Оно имеет огромное значение в хозяйстве.

Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы бытового и культурного назначения (часы, весы, холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику).

В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности 1-е место как по числу занятых (более 80 млн человек), так и по стоимости продукции.

По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей.

Совет!

Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение. Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемко приборостроение.

Какие основные отрасли машиностроения выделяют?

Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения: – станкостроение; – приборостроение; – электротехническая и электронная промышленность; – вычислительная техника; – железнодорожное машиностроение; – автомобилестроение; – судостроение; – авиационная и ракетная промышленность; – тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т. д.

Какие факторы влияют на размещение предприятий машиностроения?

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоемких) отраслей – и сырьевой.

В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т. д.

Какие машиностроительные регионы мира выделены?

В мире можно выделить четыре машиностроительных региона: 1) Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.

Крупнейшие корпорации: – автомобильные (США): «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Крайслер»; – вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»; – электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т. д.

2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ) производит, главным образом, массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.

Крупнейшие корпорации: – автомобильная (ФРГ): «Даймлер-Бенц»; «Фольксвагенверк»; – электроника: ФРГ – «Сименс», Нидерланды – «Филипс» и т. д. 3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.

Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии – центров науки. Крупные корпорации: – автомобили (Япония): «Тойота Мотор», «Нисан Мотор»; – электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т. д.

Внимание!

4) Содружество Независимых Государств: в нем лидируют Россия, Украина, Белоруссия. В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя и выпускается широкий спектр машиностроительной продукции.

Развивающиеся страны производят не менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а, правильнее назвать, металлообработка, кроме этого, немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии. Но в последнее время в некоторых из них – Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике – машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-58383.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.