Ставрополь: краткая информация, экологическая ситуация, проблемы и их решение

Экология Ставрополья: проблемы и пути решения

Ставрополь: краткая информация, экологическая ситуация, проблемы и их решение

Ставропольский край – благодатный регион нашей страны, щедро наделенный солнцем, теплом, богатейшей растительностью и животным миром, славящийся рекордными урожаями различных сельскохозяйственных культур.

А кто не слышал о знаменитых Северо-Кавказских здравницах, которые обрели популярность еще задолго до Октябрьской революции и сегодня продолжают принимать тысячи нуждающихся в поправке здоровья россиян? Но оказывается, что экологическая обстановка в крае далеко не безоблачна.

Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что в составляемом ежегодно экологическом рейтинге российских регионов Ставрополье занимает 0 место снизу. Почему же состояние окружающей среды в крае далеко от идеального?

причина – потребительское и даже хищническое отношение к природным ресурсам, которое за последние десятилетия привело к тому, что в Ставропольском крае сформировались полюса экологического неблагополучия, негативно влияющие на здоровье и продолжительность жизни людей.

И на их территории проживает 26% населения края. Особенно неблагоприятны для проживания сам краевой центр – Ставрополь, а также Невинномысск, Кочубеевский и Буденновский районы. В первую очередь беспокоит сложная ситуация с выбросами в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями.

Статистика ужасает: на каждого жителя Невинномысска приходится 85 кг в год вредных веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников загрязнения. Чуть меньше этот показатель в Буденновске – 60 кг, в Минводах он составляет 6 кг, в Ставрополе – 9 кг.

Кроме стационарных источников атмосферу загрязняет и автотранспорт, причем число автомобилей в регионе с каждым годом возрастает, а вместе с ним растет и загазованность воздуха крупных городов.

Большие проблемы в крае существуют и с утилизацией отходов. Огромное количество крупных и мелких стихийных свалок крайне негативно сказывается на экологии региона.

Загрязнены практически все водоемы края. Особенно высокой степенью загрязнения отличаются малые реки.

Причина этому – постоянный сброс в них ливневых и хозяйственно-бытовых сточных вод, а также недостаточно очищенных промышленных стоков.

Такая ситуация не может не тревожить всех, кому небезразлично будущее края, кто неразрывно связывает с ним свою судьбу и судьбы своих детей. Заботит она и власти края. И уже многое делается для того, чтобы ее переломить и начать экологическое оздоровление региона.

На Ставрополье заработала программа, определяющая стратегию социально-экономического развития края до 2020 года в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Внимание!

Это план мероприятий в области экологии, который определяет перспективы и направления дальнейшего развития природоохранного комплекса края и цели, которые нужно достичь.

Одной из первоочередных проблем является утилизация отходов. Близ краевого центра для этого строится уникальный мусороперерабатывающий комплекс, не имеющий аналогов в России.

Здесь будут использованы самые последние технологии, применяемые на сегодняшний день при переработке мусора.

А сам комплекс не нанесет экологии края ни малейшего ущерба, так как при его строительстве для этого были приняты самые серьезные меры.

Под комплексом предусмотрели защитный слой, чтобы не допустить попадания вредных веществ в верхние слои почвы, а участок для строительства был выбран с очень глубоко залегающими грунтовыми водами.

Другое направление улучшения экологии края – получение энергии, необходимой для работы объектов различного назначения, из альтернативных источников.

Так, например, в Кисловодске, начинается строительство первой в России электростанции, работающей на солнечных батареях. Находиться она будет в центре города, но это никак не помешает ни жителям, ни приезжающим на лечение россиянам.

Станция будет работать абсолютно бесшумно, эксплуатация ее отличается безопасностью и простотой.

Кисловодская СЭС позволит только за год на 60 тыс. т.

уменьшить выбросы вредных и парниковых газов в атмосферу, так как энергия ею будет вырабатываться за счет экологически чистого и неисчерпаемого источника.

Это существенно улучшит экологию туристических и санитарно-курортных зон Ставропольского края.

Источник: https://ekovolga.com/kraj-oblast/189-ekologiya-stavropolya-problemy-i-puti-resheniya.html

Рекомендации круглого стола на тему “Экологическая ситуация в Ставропольском крае. Проблемы и пути их решения”

Рекомендации круглого стола на тему

В рамках проведения в Российской Федерации Года экологии в комитете Думы Ставропольского края по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии 26 апреля 2017 года состоялся круглый стол на тему “Экологическая ситуация в Ставропольском крае. Проблемы и пути их решения”.

Участники круглого стола отметили, что экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности и основой для стратегического планирования, формирования и реализации государственной политики в ее обеспечении.

Это нашло отражение в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной 19 апреля текущего года Указом Президента Российской Федерации.

Целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики.

По информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края экологическая обстановка на Ставрополье в 2016 году характеризовалась как благоприятная, хотя в крае имеются проблемы по загрязнению атмосферного воздуха, водных объектов, лесов и других территорий.

По результатам государственного экологического мониторинга состояние атмосферного воздуха в крае оценивалось как благоприятное для жизнедеятельности.

Важно!

Незначительный рост показателя выбросов, загрязняющих атмосферу, обусловлен строительством новых предприятий в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в области промышленности и сельского хозяйства, однако этот показатель в два и более раза ниже, чем в соседних промышленно развитых субъектах юга России.

Качество вод основных поверхностных водных объектов края оценивалось как умеренно загрязненное.

Ставропольский край является одним из наиболее паводкоопасных регионов Российской Федерации.

Объем финансирования мероприятий на развитие водохозяйственного комплекса в 2016 году составил 266 450,67 тыс. рублей, из них 99 478,53 тыс. рублей – средства федерального бюджета.

За счет указанных средств начаты работы по объекту “Берегоукрепление р. Кума в районе ул. Площадь Ленина в г.

Зеленокумске Ставропольского края”, а также работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений противоэрозионного пруда “Чигорев” на р. Чла в г.

Михайловске Шпаковского района Ставропольского края.

С целью защиты водных объектов Ставропольского края от загрязнения проведены работы по установлению специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на территории Андроповского, Александровского, Предгорного и Минераловодского районов Ставропольского края.

Проведены аварийно-восстановительные работы по ликвидации результатов паводка, прошедшего на территории Георгиевского района в июне 2016 года, в результате которых земляная дамба, разрушенная паводком, восстановлена до проектных параметров.

В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г.

Совет!

субъектам Российской Федерации необходимо внести в федеральную геоинформационную систему территориального планирования сведения о зонах с особым использованием территорий в отношении водных объектов, в том числе границ зон затопления и подтопления.

Так как данные сведения служат опорной точкой при решении вопросов в области градостроительной деятельности в рамках подготовки и утверждения документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, непроведение данной работы может негативно сказаться на социально-экономическом развитии Ставропольского края.

Для Ставропольского края, большинство территории которого активно используется предприятиями промышленности и сельского хозяйства, развитие сети особо охраняемых природных территорий остается единственной возможностью сохранить и приумножить объекты животного и растительного мира.

Всего на территории края располагаются 107 особо охраняемых природных территорий краевого значения, в том числе 41 государственный природный заказник и 66 памятников природы. Их общая площадь составляет 107,3 тыс. гектаров, или 1,6 процента от площади края.

Деятельность государственных инспекторов привела к значительному снижению нарушений природоохранного законодательства, а по итогам рейдов составлено 738 протоколов за нарушения правил пользования объектами животного мира и несоблюдение режима особой охраны в государственных природных заказниках краевого значения, наложено административных штрафов на сумму 1,29 млн. рублей.

В области охраны, контроля и надзора за использованием объектов животного и растительного мира осуществляется выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях.

Опыт выдачи разрешений в ряд общедоступных охотничьих угодий указывает на повышенную востребованность этих угодий, в связи с чем возникает необходимость совершенствования процедуры распределения разрешений.

В области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов создано лесных культур на площади 53,5 гектара, проведены лесопатологические обследования на площади 7,8 тыс. гектаров, выполнены агротехнические уходы за лесными культурами.

По результатам проверок соблюдения лесного законодательства к административной ответственности привлечено 328 нарушителей, наложено административных штрафов на сумму 251,8 тыс. рублей.

Основной поток обращений граждан, поступающих в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, касается рубки зеленых насаждений в границах муниципальных образований Ставропольского края.

Внимание!

В 2016 году в лесах, расположенных на землях лесного фонда Ставропольского края, зарегистрирован только один пожар общей площадью 4,6 гектара, который был ликвидирован в день обнаружения.

В настоящее время в Ставропольском крае действуют 240 лицензий, в том числе 127 – на право пользования недрами на общераспространенные полезные ископаемые и 113 – на право пользования участками недр местного значения с подземными водами, объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки.

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю за 2016 год в консолидированный бюджет Ставропольского края поступило 47 млн. рублей налога на добычу полезных ископаемых.

Вместе с тем в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах” собственникам или арендаторам земельных участков дано право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод и т.д.

Однако под видом собственных нужд землепользователи или арендаторы земельных участков могут вести предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от продажи общераспространенных полезных ископаемых.

В Ставропольском крае образуется более 1 млн. тонн твердых коммунальных отходов в год.

На его территории находятся 8 объектов размещения твердых коммунальных отходов, имеющих соответствующую лицензию и включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также один мусоросжигательный завод.

Из этих объектов пять имеют производственные мощности по обработке отходов, один объект размещения отходов находится в стадии строительства, два сданы в эксплуатацию и проходят процедуру лицензирования. Мощности данных объектов обеспечивают потребности региона по размещению отходов.

В 2016 году в Ставропольском крае в массовых мероприятиях по очистке от мусора и благоустройству территорий населенных пунктов приняли участие более 500 тыс. человек.

Ликвидировано около 3 тыс. стихийных свалок, очищено от мусора почти 30 тыс. гектаров улиц, парков, скверов населенных пунктов, придорожных лесополос, посажено более 100 тыс.

деревьев и кустарников.

На законодательном уровне не урегулирован вопрос ликвидации ранее действовавших несанкционированных свалок и полигонов размещения твердых коммунальных отходов.

Также до настоящего времени не принят порядок предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на финансирование работ по обращению с отходами.

Это делает невозможным определение объемов и порядка финансирования мероприятий региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае, и по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов.

Важно!

Помимо этого существует ряд проблем, которые могут возникнуть после перехода Ставропольского края на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

Важным вопросом, связанным с введением правового института региональных операторов, является возможное увеличение размера платы населения за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (за сбор и транспортировку), так как по расчетам Региональной тарифной комиссии Ставропольского края тариф для населения значительно возрастет (в городах в 2,5 раза, в сельской местности в 3 − 5 раз).

Увеличение тарифа обусловлено необходимостью строительства новых, реконструкции существующих объектов обработки отходов, а также в связи с законодательно закрепленной обязанностью операторов по размещению твердых коммунальных отходов с 1 января 2016 года вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за весь объем принятых твердых коммунальных отходов.

Также значительное изменение стоимости услуг в сельских населенных пунктах связано с необходимостью размещения отходов на объектах обращения с отходами, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, отходы от населения в которых ранее вывозились на несанкционированные объекты размещения отходов.

Имеются определенные проблемы в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на территории Кавказских Минеральных Вод.

Это действующие ОАО “Гидрометаллургический завод”, расположенное в г. Лермонтов, и ОАО “Пятигорский теплоэнергетический комплекс”, расположенное в г. Пятигорске.

ОАО “Гидрометаллургический завод” выполняет работы по рекультивации объектов, образовавшихся в результате деятельности предприятия НПО “Алмаз” по добыче и переработке урансодержащей руды.

Деятельность НПО “Алмаз” уже прекращена, но не завершена реабилитация загрязненных территорий, в том числе рекультивация штолен и хвостохранилища бывших рудников по добыче урана.

Ранее работы проводились за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных программ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.

Совет!

Однако финансирование было прекращено до окончания срока выполнения всех необходимых работ.

Для завершения работ по окончательной рекультивации территорий и объектов НПО “Алмаз” требуются дополнительные средства федерального бюджета.

В результате деятельности ОАО “Пятигорский теплоэнергетический комплекс” образуется более 30 видов загрязняющих веществ.

Предприятие является основным источником выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения. Эти выбросы составляют до 1 тыс. тонн в год, то есть около 90 процентов от их общего количества.

Фактическая санитарно-защитная зона предприятия составляет 500 метров, что в два раза меньше нормативной.

Нахождение подобного объекта в непосредственной близости от санаторно-курортных учреждений вызывает серьезную обеспокоенность, хотя в 2016 году предприятию выдана новая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I − IV класса опасности.

Реализация стратегии социально-экономического развития Ставропольского края учитывает высокую урбанизацию, наличие на территории края развитой сети особо охраняемых природных территорий с высоким биоразнообразием, а также преимущественную экономическую специализацию на отраслях, особенно чувствительных к качественным параметрам окружающей среды.

На сегодняшний день отсутствует четкое определение потребности края в конкретных научных экологических разработках.

Проблема состоит в том, что существующие научные школы и направления в регионе работают разрозненно.

Нет единой базы результатов исследований в области охраны окружающей среды и экологического состояния территорий края.

Внимание!

Приоритетным направлением в образовательной системе любого цивилизованного государства является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.

В Ставропольском крае региональная система экологического образования представлена дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования.

Всего в крае экологическим образованием, воспитанием и просвещением охвачено более 30 тыс. обучающихся.

Ежегодно проводятся краевые слеты юных экологов Ставрополья, юниорские лесные конкурсы, краевая экологическая акция “Сохраним природу Ставрополья”, краевой конкурс “Зеленая планета” и другие. Проведение мероприятий в районах и городах края отражается в выпусках школьных газет, школьном радио, на сайтах образовательных организаций края.

В целях повышения эффективности решения существующих проблем и улучшения экологической ситуации в Ставропольском крае участники круглого стола

РЕКОМЕНДУЮТ:

Правительству Ставропольского края рассмотреть вопросы:

  1. о совершенствовании системы экологического контроля (надзора) в части установления оснований и порядка проведения производственного и общественного экологического контроля;
  2. об оказании правовой, методической и иной поддержки органам местного самоуправления, на которых осуществляется производственный экологический контроль, а также гражданам и общественным объединениям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим общественный экологический контроль;
  3. о дополнении организации деятельности по выявлению и предварительной оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и усилении контроля за работой по ликвидации несанкционированных объектов твердых коммунальных отходов;
  4. о возможности подготовки предложений в подпрограмму “Ликвидация накопленного экологического ущерба” государственной программы Российской Федерации “Охрана окружающей среды” на 2012 − 2020 годы по финансированию работ по обращению с отходами и ликвидации ранее действовавших несанкционированных свалок и полигонов размещения твердых коммунальных отходов;
  5. о дополнительной организации деятельности по определению зон затопления и подтопления и зон ответственности по руслам рек, а также проведению мероприятий по безопасности гидротехнических сооружений;
  6. об организации деятельности по противодействию браконьерству и усилению контроля за сохранением редких и исчезающих видов животных и растений;
  7. о выполнении мероприятий по недопущению возникновения пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда;
  8. о финансовом обеспечении лесхозов и лесничеств по противопожарным мероприятиям;
  9. о расширении особо охраняемых природных территорий краевого значения с целью размещения их во всех природных ландшафтах края.

Органам местного самоуправления Ставропольского края рассмотреть возможность:

дополнительного информирования населения об ответственности за незаконную рубку, повреждение либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников в населенных пунктах,

а также за незаконную рубку, повреждение либо самовольное выкапывание лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (лесополос),

на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением мелиорируемых (мелиорированных) земель;

дополнительной организации деятельности по выявлению и ликвидации несанкционированных объектов твердых коммунальных отходов.

Средствам массовой информации Ставропольского края:

рассмотреть возможность более широкого освещения вопросов экологии, природопользования и охраны окружающей среды в Ставропольском крае, проводимых экологических акций и мероприятий для детей, а также деятельности образовательных организаций дополнительного образования Ставропольского края.

Источник: http://www.dumask.ru/official/komitety-i-komissii-dumy/komitet-po-agrarnym-i-zemelnym-voprosam-prirodopolzovaniyu-i-ekologii/item/18033-rekomendatsii-kruglogo-stola-na-temu-ekologicheskaya-situatsiya-v-stavropolskom-krae-problemy-i-puti-ikh-resheniya.html

Экологическое состояние городов Ставропольского края

Экологическое состояние городов Ставропольского края

Человек сам создатель и регулятор развития городских (урбанистических) систем, интенсивный рост которых отмечен практически во всех странах мира.

Характер и интенсивность его хозяйственной деятельности и способность поддерживать качество окружающей среды в конечном итоге зависит от его биологических особенностей и социальных факторов (Куражсковский Ю.Н., 1992; Невская Г.Ф., 1993; Капица С.П., 1995; Данилов-Данильян В.И., 2000; The World, 1989).

Химическое загрязнение окружающей среды в современных условиях представляет серьезную угрозу не просто здоровью, но и самому существованию человека как вида.

По оценке ВОЗ, из более чем 6 млн. известных химических веществ практически используется до 500 тыс. соединений, из них около 40 тыс. веществ обладают вредными для человека свойствами, а 12 тыс. являются токсичными (Лозановская И.Н. и соавт., 1998; Голдовская Л.Ф. и соавт., 2000).

В современной России в условиях постоянного превышения ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе проживают десятки миллионов человек, причем число жителей, испытывающих влияние 10-кратного превышения ПДК, достигает 40-50 млн. человек, 5-кратного – 55-60 млн. (Сидоренко Г.И. и соавт., 1998).

Главные загрязнители (поллютанты) атмосферного воздуха, образующиеся в процессе производственной и иной деятельности человека – диоксид серы (SO2), оксиды азота (NOx), оксид углерода (СО2) и твердые частицы.

На их долю приходится около 98% в общем объеме выбросов вредных веществ.

Помимо главных загрязнителей, в атмосфере городов и поселков наблюдается еще более 70 наименований вредных веществ, среди которых – формальдегид, фтористый водород, соединения свинца, аммиак, фенол, бензол, сероуглерод и др.

Совет!

Однако именно концентрации главных загрязнителей наиболее часто превышают допустимые уровни во многих городах России (Коробкин В.И., 2002).

Выбросы предприятий химической отрасли промышленности, хотя и невелики по объему, тем не менее, ввиду своей весьма высокой токсичности, значительного разнообразия и концентрированности, представляют значительную угрозу для человека (Додина Л.Г., 1998; Акимова Т.А. и соавт., 2000; Коробкин В.И. и соавт., 2004).

На одного жителя Ставропольского края в год приходится более 140 кг выбросов вредных веществ, в том числе в г.Невинномысске 660 кг, г.Георгиевске – около 480 кг, г.Буденновске – около 80 кг, г.Ставрополе – около 50 кг.

Особенно высоки показатели химического загрязнения воздушной среды в г.

Невинномысске и прилегающих к нему территориях: доля проб, превышающих ПДК по пыли, составляет около 20,0 %, сернистому ангидриду – 21,4 %, причем в 3,5 % отобранных проб выше 5 ПДК, по формальдегиду – 8,9 %, оксидам азота – 6,0 %, оксиду углерода – 5,5 % (Охрана окружающей среды…, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995; Батурин В.А. и соавт., 1998).

Средний уровень загрязненности атмосферного воздуха в городе Ставрополе также достаточно высок и варьирует от 0,8 до 12,5 ПДК (Экологический паспорт города Ставрополя, 1995; Зимова Л.Н., Жогина Л.А., Губарева Л.И., 1995).

В крае остается нерешенным вопрос утилизации и обезвреживания образующихся промышленных отходов, которые хранятся на территории предприятий (Иванова Е.И. и соавт., 1996).

В химически загрязненных районах края (Кочубеевский, Буденновский, г.

Невинномысск) наблюдается наиболее тяжелое положение по уровню заболеваемости и смертности, что позволяет предполагать потенцирование (или суммирование) эффектов социально-экономического и экологического неблагополучия (Губарева Л.И., 2001).

Анализ состояния атмосферного воздуха г. Ставрополя с 1987 по 1996 год показал, что уровень загрязнения двуокисью азота, окисью углерода, фенолом, формальдегидом выше предельно допустимых концентраций среднесуточных).

Превышение ПДК химических веществ 2-3 класса опасности в атмосферном воздухе за период с 1987 по 1997 в отдельные годы составляло: пыль – 3,8, диоксид азота – 2,1, диоксид серы – 2,3, сероводород – 2,3 (Экологический паспорт города Ставрополя, 1995).

Внимание!

Совместно со службой мониторинга окружающей среды и центром Госсанэпиднадзора г. Ставрополя установлено (Козуб И.Э.

, 2004), что в последнее время, несмотря на некоторое снижение выбросов от стационарных источников наблюдается увеличение загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Основные загрязнители атмосферы – диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, легколетучие органические соединения, аммиак. Однако рельеф Ставрополя (Савельева В.В., 1995) и расположение промышленных предприятий делают его неоднородным в экологическом плане.

Наиболее загрязненным является один из промышленных районов города – Северо-Западный, в котором к жилым застройкам вплотную прилегают предприятия автомобильного транспорта, химической промышленности, перерабатывающей промышленности, главная автострада.

В этом районе уровень загрязнения диоксидом азота, сероводородом, формальдегидом и пылью был выше предельно допустимых среднесуточных концентраций. По другим примесям (оксид углерода, диоксид серы) максимальные концентрации превышали предельно допустимые концентрации вплоть до 1992 г.

Вначале перестроечного периода отмечали некоторое снижение содержания диоксида углерода и оксида серы в связи со снижением производительности ряда предприятий.

Наиболее весомый вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят автомобильный транспорт, химические заводы и промышленные предприятия.

Экологически благополучные районы города (частично Ленинский, Ташла), отделены от промышленной зоны лесным массивом, расположены вдали от главных автомагистралей.

Для экологически «чистых» районов зарегистрировано превышение среднесуточной ПДК только по пыли.

В 80-е годы двадцатого века отмечено незначительное превышение ПДК по сероводороду, однако, начиная с 1989 года, концентрация химических веществ не превышала ПДК.

Центральным водоснабжением охвачено все население как экологически неблагополучного Северо-Западного района, так и экологически более чистого Восточного и центрального районов г. Ставрополя.

Важно!

Вода систем центрального водоснабжения в общем соответствует ГОСТу 2874-82 «Вода питьевая» по химическим показателям и является безопасной в эпидемическом отношении.

Достаточно сильно загрязнены грунтовые воды г. Ставрополя. Здесь содержатся никель, цинк, кадмий, свинец. Соответственно этому загрязнены и почвы в западной промзоне г.

Ставрополя. Суммарное содержание тяжелых металлов составляет от 8 до 16 ПДК. Лишь на окраинах города оно местами снижается до 4-8 ПДК (Экологический паспорт г.

Ставрополя, 1999).

В целом, анализ состояния воздуха, воды и почвы в г. Ставрополе позволили выявить экологически наиболее неблагоприятный Северо-Западный район и относительно «чистые» Восточный и Ленинский район, коренное население которого и составило контрольную группу.

Резюмируя, следует сказать, что мониторинг окружающей среды проводится в России на крайне низком уровне: в лучшем случае контролируется несколько десятков химических веществ, причем периодичность анализов в большинстве случаев недостаточна для корректной оценки как кратковременных, так и особенно длительных экспозиций (Сидоренко Г.И., Румянцев Г.И., Новиков СМ., 1998).

В этой связи важную роль играют фундаментальные медико-биологические исследования закономерностей реакций организма на потенциально вредное воздействие факторов окружающей среды.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2757

Проблемы экологии Ставропольского края

Проблемы экологии Ставропольского края

Воскресный день 7 ноября 2010 года в городе Ставрополе выдался солнечным и по-летнему жарким.

Многие горожане пришли на Крепостную гору полюбоваться осенними красками лесов и садов, в которых утопают дома Ташлы, Октябрьского и Северо-Западного  районов города.

А в осенней солнечной дымке  богатая палитра красок, чистый и прозрачный воздух навевали праздничное настроение.

Около 2-х часов пополудни у боковой лестницы, ведущей в парк, внимание гуляющих было привлечено к группе людей, которые стали развешивать баннеры, размещать  плакаты с разноцветными текстами, листы ватмана с рисунками, в руках у девушек появились буклеты, листы бумаги.  Те, кто подошёл поближе, на плакатах смог прочесть: «СОХРАНИМ ЛЕС ПОТОМКАМ», «ЗЕЛЁНАЯ СРЕДА, ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ, ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ», «НЕ РУБИ ЛЕС!!! ЖИВИ В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ» и другие.

Люди выражали своё мнение, фотографируясь с плакатом «ПРИРОДА ВАЖНЕЕ ДЕНЕГ».

Это группа активистов Экологического патруля и жителей  города Ставрополя, в том числе и актив нашего регионального отделения КПЕ, организовала пикетирование в защиту лесопарковой зоны города, переживающей ныне, как это многим известно, не лучшие времена.

Поводом акции послужили последние события вокруг Мамайского леса, когда строительными организациями и городской жилищно-коммунальной службой при проводке канализации к строящемуся военному городку, из «легких» Ставрополя уже было вырублено 2,13 гектара лесного массива – это 9700 деревьев. Под колесами и ковшами бульдозеров исчезает уникальная флора, имеющая в своем составе представителей Красной Книги.

И хотя руководство города и Водоканала разъяснили горожанам, что иначе было нельзя,  вопросы к ним остались, а именно: на каком законном основании было разрешено застройщикам уродовать лес?

Кто будет восстанавливать разрушенный Мамайский лес? Почему у администрации города Ставрополя нет утверждённого городской Думой  «Положения о восстановлении нарушенной экосистемы при строительстве, при вырубках» и т.д.?

Почему у Администрации города до сих пор нет разработанной экологической концепции сохранения и развития лесопарковой зоны города?

Почему Администрация города Ставрополя не требует от застройщиков взамен уничтоженных деревьев организовать посадки зелёных насаждений, например, в десятикратном размере?

Кто конкретно несёт административно-правовую, материальную, морально-нравственную ответственность за происходящее в отношении  зелёного пояса Ставрополя, которым не одну сотню лет так гордились горожане?
В местной прессе и на телевидении очень живо обсуждалась эта проблема.

В ходе пикетирования жителям и гостям города, из Светлограда, Изобильного, Невинномысска и др. населённых пунктов края, было предложено поставить свои подписи под текстом обращения к президенту.

Положено начало ряда мероприятий направленных на создание комплексной программы природопользования, охраны и восстановления окружающей среды –  КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Ставропольского края.

Далее планируется проведение пикетов и митингов вплоть до решения задач и требований, которые нами выдвинуты.

Уже 27-го ноября будет проходить пикетирование ЗА СОХРАНЕНИЕ «РУССКОГО ЛЕСА» ОТ НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ И ЗАСТРОЙКИ.

Есть решение суда, разрешающее вырубку и застройку на территории “Русского леса” возле дачного кооператива «Механизатор», который начал очень «активно» расширяться в сторону леса.

Совет!

Часть земель около, 12 Га, выделено под застройку элитных коттеджей и дальнейшей их продажи для местных и не только, VIP персон. По имеющейся информации, некоторые дома имеют стоимость в районе 150 млн. рублей.

Тут уже подключились и Министерство природных ресурсов, и другие экологические организации, Общественная палата, Экологический конгресс…

Текст проекта КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Ставропольского края, который предложен для обсуждения и дополнений, приводим ниже.

Источник: http://www.kpe.ru/regiony/severo-kaazskii-federalnyi-okrug/stavropolskii-krai/2011-ecostavropolie

Презентация на тему:Экологические проблемы Ставропольского края

Презентация на тему:Экологические проблемы Ставропольского края

В настоящее время во всех развитых странах мира ширится движение людей за сохранение экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных ресурсов,распространение идеалов здорового образа жизни и защиту самой жизни человека, особенно в условиях урбанизированной среды.

Всё это объясняется общим понятием современная экологическая культура. Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания.

Здесь имеется в виду формирование представлений и понятий о природе как среде обитания человека и эстетическом совершенстве,необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею.Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

Территория Ставропольского края испытывает значительную трансформацию естественных ландшафтов. В настоящее время в крае освоено 95% всех площадей.

Это привело к резкому обострению экологических проблем.

К ним относятся проблемы: сохранения плодородия земель, загрязнение природной ландшафтной среды,загрязнения атмосферы и вод, сохранения флоры и фауны и другие.

В самой природе Ставрополья заложены предпосылки для возникновения экологических проблем, которые связаны с географическим положением края в степях и полупустынях.

Здесь мало воды, грунтовые воды часто засолены, нередки засухи, пыльные бури,почвы сильно разрушаются стадами животных,пески, лишённые растительности, легко приходят в движение, травы медленно восстанавливаются.

Расчлененный рельеф подвержен эрозии и оползням,это выводит из хозяйственной деятельности большие территории. В целом все природные комплексы в крае ранимы и разрушаются под действием человека.

За последние годы обострилась проблема сохранения плодородных пахотных земель.

Система интенсивного земледелия, принятая в крае, ведёт к деградации и уничтожению почв.

Необдуманные, без предварительной экологической экспертизы мелиорации приводят к эрозии и засолению почв, к заиливанию рек, прудов, водохранилищ

Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия. Почвенный покров Ставрополья необратимо теряет экологическую устойчивость из-за длительного использования.

Пыльные бури выдувают 4-7 см, а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл. Страдают почвы от тяжёлой техники. Она уплотняет пахотный горизонт на глубину до 50-70 см. Это ухудшает условия произрастания культур, снижает урожай на25-30%. Эрозия почв опустынивает земли.

Этот процесс особенно проявляется в восточных районах края

Внимание!

Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды. В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твёрдые частицы, жидкие ядовитые вещества.

Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220.

К основным загрязнителям относятся предприятия энергетики, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка

Существенный вклад вносит и автомобильный транспорт. В выбросах автомобилей содержится 280 вредных химических веществ. Наиболее сильно загрязнена атмосфера в городах Невинномысске, Будённовске, Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах.

Проблема воды остро стоит на Ставрополье. На душу населения в крае приходится3 тыс.м3 в год – это в 9 раз меньше, чем в среднем по России. Вода в реках края сильно загрязнена.

Отходы животноводства стали главным загрязнителем грунтовых и поверхностных вод.

Вырубаются леса на водосборах и, в нарушение всех норм, распахиваются водоохранные зоны, поэтому снижается естественный сток рек.

Вырубка лесов стала причиной уничтожения естественных условий осуществления флоры и фауны. Исчезают из лесов яркоцветущие весенние цветы, особенно вблизи городов и зон отдыха населения. Участились лесные и степные пожары.

В их пламени гибнут деревья и кустарники,сгорают семена разнотравья, насекомые-опылители,разрыхлители почвы. В степях на их местах вырастают лишь однолетние растения, беднеет флористический состав степей, ослабляется их устойчивость.

Важно!

Исчезают экологические ниши обитания животных, а с ними сокращается их численность, особенно это касается ценных промысловых видов.

11

В последнее время угрожающим фактором для горных склонов и насаждений древесных и кустарниковых пород стали катастрофические пожары, вызванные природными и антропогенными факторами.

Нередко спонтанно и планово идёт порубка Бештаугорского, Машукского и других горных лесных массивов. В результате ослабляется жизнестойкость деревьев. Создаются условия для размножения вредителей и болезней.

Поэтому район КМВ нуждается в экстренной программе по приостановлению негативного влияния человека на растительность и её возвращение к прежнему состоянию.

Решение экологических проблем края требует разработки и осуществления специальной программы, которая будет включать контроль за хозяйственной деятельностью, охранные ограничения в использовании природных ресурсов,создание заповедников и других особо охраняемых территорий в каждом типе ландшафтов

Особо охраняемые территории – это территории, в пределах которых обеспечивается охрана и поддержание естественного состояния природного комплекса в научных, учебно-просветительских и культурно-эстетических целях.

К таким территориям в России относятся заповедники,заказники, резерваты, национальные и природные парки, памятники природы, лесопарки, зоны отдыха городов и много других. Всего более 40 видов таких территорий.

В Ставропольском крае очень ограничен набор особо охраняемых территорий и мала их общая площадь – она составляет всего 0,96%.

Источник: https://botan.cc/prezentaciya/geografiya/pkveeur7.html

Экологическое состояние Портал органов государственной власти Ставрополького края

Экологическое состояние Портал органов государственной власти Ставрополького края

Экологическая обстановка в Ставропольском крае характеризуется как благоприятная. Основным критерием благополучия окружающей среды остается состояние воздушного бассейна.

На первом плане по загрязнению атмосферного воздуха находятся вредные выбросы от автотранспорта. Их доля в общем объеме выбросов составляет порядка 80%.

Причина – значительное количество единиц автотранспорта, большой транзитный поток на автодорогах края.

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Ставропольском крае в 2 и более раз ниже, чем в соседних Ростовской, Астраханской, Волгоградской областях и Краснодарском крае.

Наибольшая экологическая нагрузка приходится на города, где на сравнительно небольших территориях сосредоточены крупные производства: Невинномысск, Ставрополь, Буденновск, Минеральные Воды.

Поверхностные водные объекты

На территории Ставропольского края протекают 225 рек, входящих в бассейны рек Кубань, Кума, Калаус и Егорлык.

Качество важнейших поверхностных водных объектов является стабильным и в основном, соответствует классу – «умеренно загрязненная». Случаев экстремально высокого загрязнения в крупных поверхностных водных объектах края не наблюдалось.

Неблагополучная ситуация в крае складывается с качеством вод малых рек на территории городов и в местах сброса сточных вод.

Пожарная безопасность

Организация и обеспечение охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) в лесах, расположенных на землях лесного фонда, на территории Ставропольского края осуществляется подведомственными министерству государственными казенными учреждениями (лесничествами) и государственными бюджетными учреждениями (лесхозами).

Мероприятия по противопожарному обустройству лесов, расположенных на землях лесного фонда, планируются в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств, лесным планом Ставропольского края и ежегодно согласовываются с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Финансирование осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Мониторинг пожарной опасности в лесах, обнаружение и учет лесных пожаров, наблюдение за их развитием, осуществляется с использованием данных наземных служб, данных космического мониторинга информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ – Рослесхоз), региональной диспетчерской службой министерства, диспетчерскими службами 12 (двенадцати) государственных казенных учреждений (лесничеств) в круглосуточном режиме.

Отходы производства и потребления

По данным Ставропольстата, в хранилищах, шлаконакопителях и на полигонах в крае накоплено около 1,5 млн. тонн промышленных и бытовых отходов.

Накопление отходов, захламление ими почвы, лесов и рек заключает в себе серьезную угрозу экологической обстановке.

Усилия Правительства края и министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края приводят к положительным сдвигам в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Совет!

Министерством совместно с комитетом Ставропольского края по жилищно-капитальному хозяйству разработана и утверждена постановлением Правительства Ставропольского края программа «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2012-2016 годы».

Реализация программы позволит создать комплексную систему обращения с отходами производства и потребления, обеспечит снижение уровня воздействия отходов на окружающую среду, эффективное вовлечение утилизируемых компонентов в экономику края в качестве вторичных материальных ресурсов.

Ряд инвестиционных проектов в этой сфере уже реализуется.

В Предгорном районе пущен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс, закуплено оборудование по утилизации ртутьсодержащих отходов и подготовлена документация по организации переработки биологических, резинотехнических отходов и пластмассы.

В Георгиевском муниципальном районе сдан в эксплуатацию пусковой комплекс 1-ой очереди полигона ТБО. На территории Грачевского района построено предприятие по переработке медицинских и биологических отходов для г. Ставрополя и других прилегающих территорий.

Поэтапно увеличивается число населенных пунктов, охваченных регулярной санитарной очисткой. Если в среднем по краю этот показатель составляет 25%, то в Георгиевском, Минераловодском, Кировском районах от 60% до 80% населенных пунктов охвачены санитарной очисткой.

С территории муниципальных районов вывезены для дальнейшей утилизации на специальные полигоны 350 тонн бесхозяйных пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений, хранившихся на заброшенных складах бывших сельскохозяйственных предприятий.

В крае остро стоит проблема несанкционированных свалок, которые оказывают серьезное негативное воздействие на экологическую обстановку.

Во время проведения краевой экологической акции «Сохраним природу Ставрополья» ежегодно ликвидируется более 4 тысяч стихийных свалок.

В проведении краевой экологической акции «Сохраним природу Ставрополья» принимают участие более 450 тысяч жителей края, в том числе школьники, студенты, государственные и муниципальные служащие, активисты общественных экологических организаций.

Государственный экологический контроль

Государственными инспекторами ежегодно проводится около 1500 контрольно-надзорных мероприятий, во время которых выявляется свыше тысячи нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды. Нарушители привлекаются к административной ответственности в виде штрафов, сумма которых составляет около 9 млн. рублей.

В целях соблюдения пользователями недр условий, установленных в лицензионных соглашениях, законодательных и нормативных актах в сфере недропользования, осуществляется государственный геологический надзор.

Проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения обязательных требований законодательства о недрах в части геологического изучения, рационального использования и охраны недр, выполнения условий лицензионных соглашений, по результатам которых выдаются предписания на устранение нарушений в указанные сроки.

Федеральный государственный охотничий надзор

В целях реализации полномочий по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ставропольского края государственными инспекторами ежегодно проводится свыше 2500 рейдов, по результатам которых составляются протоколы за нарушения правил пользования объектами животного мира и соблюдения режима особой охраны в государственных природных заказниках краевого значения, изымается огнестрельное оружие и незаконные орудия лова.

В целях охраны водных биологических ресурсов проводится очистка способом траления акватории поверхностных водных объектов от брошенных орудий добычи (вылова).

Сумма наложенных административных штрафов за нарушение правил пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и среды их обитания превышает 750 тыс. рублей.

 

Источник: http://www.stavregion.ru/region/ecology/

«Зеленая экономика» как фактор решения экологических проблем на КМВ

Доктор экономических наук С. Г. Тяглов

В условиях экологического кризиса в мире охрана окружающей среды как в России в целом, так и на Кавказских Минеральных Водах в частности, стала одной из важнейших задач для государства и гражданского общества.

В 2016 году решение этих задач было включено в список государственных приоритетных проектов. Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.

В рамках Года экологии планируется создание новых условий для развития «зеленой экономики» в России, понимаемой как хозяйственная деятельность, повышающая уровень благосостояния людей, обеспечивающая социальную справедливость и существенно снижающая риски для окружающей среды и обеднения природы.

По официальной статистике, на природоохранные мероприятия в 2017 году из федеральных, региональных бюджетов и внебюджетных источников будут выделены средства в размере 238 млрд. рублей.

Внимание!

На них планируется реализовать 234 проекта, провести 600 мероприятий, открыть 11 новых особо охраняемых природных территорий.

Эти мероприятия будут призваны улучшить экологическую обстановку в стране, что должно отразиться не только на общем состоянии природных ресурсов и комплексов, но и на отношении граждан к проблемам в этой отрасли.

Проведение предполагаемых мероприятий предусмотрено реализацией таких основных направлений, как совершенствование законодательства, переход на наилучшие доступные технологии, совершенствование управления отходами, охрана водных и лесных ресурсов, охрана животного мира, особо охраняемых природных территорий, а также экологическое просвещение.

Для курортов Кавказских Минеральных Вод переход от традиционной модели экономического роста к «зеленой экономике» носит более чем актуальный характер в свете реализации ключевых документов об охране окружающей среды.

Обеспечении экологической безопасности и внедрении наилучших доступных технологий, рассматриваемых как технологии производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемые на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев реализации целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности их применения.

В условиях выдвижения современным обществом новых требований к организации особо охраняемых природных территорий первостепенного внимания органов власти и управления должно заслуживать решение проблем совмещения сохранения природы в уникальном первозданном виде и одновременного удовлетворения социальных и экономических потребностей проживающего там населения.

На этом фоне в рамках реализации концепции «зелёной экономики» стратегической целью государственной экологической политики на курортах Кавказских Минеральных Вод должно стать решение комплексных задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, предусматривающий стимулирование экономического развития при сохранении природных активов и бесперебойном предоставлении ими ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит благополучие жителей региона.

Достижение поставленных в ходе реализации государственной политики в области экологического развития РФ целей становится возможным только в условиях тесного сотрудничества бизнеса, государства и институтов гражданского общества.

В подобных обстоятельствах решение возникающих проблем по обеспечению экологической безопасности предусматривает повышение уровня ответственности предприятий за совершенные нарушения и усиление государственного и общественного контроля.

Источник: http://seavportal.ru/news/pub/stati/item/30385-zelenaya-ekonomika-kak-faktor-resheniya-ekologicheskikh-problem-na-kmv.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.