Иностранные инвесторы харьягинского месторождения — гарант корпоративной социальной ответственности в ненецком(2018г)

Total продает половину доли в Харьягинском СРП

Иностранные инвесторы Харьягинского месторождения — гарант корпоративной социальной ответственности в Ненецком

“Зарубежнефть” получит статус оператора в Харьягинском проекте

С. Грачев / Ведомости

О готовящейся продаже Total 20% в Харьягинском СРП государственной «Зарубежнефти» вместе со статусом оператора проекта сообщил «Интерфакс» со ссылкой на несколько источников и подтвердили «Ведомостям» федеральный чиновник и человек, близкий к одной из компаний. В итоге у Total останется 20% в проекте. Сделку планируется закрыть в 2016 г. «Зарубежнефть» оплатит ее из собственных средств, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Сумму сделки он не называет, отмечая лишь, что она меньше $100 млн. Портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев считает, что пакет может стоить до $120 млн.

Total сама захотела продать пакет, сделка не имеет никакой политической подоплеки, подчеркивает собеседник «Ведомостей». Представители Total и «Зарубежнефти» отказались от комментариев.

Французская компания вошла в проект по разработке Харьягинского месторождения с извлекаемыми запасами 49 млн т нефти в Тимано-Печорской провинции в 1995 г., СРП было подписано сроком на 29 лет.

Но лицензия на месторождение истекает в июле 2016 г. «Зарубежнефть» вошла в проект в 2010 г.

С тех пор структура акционеров не менялась: 40% было у Total, 30% – у Statoil, 20% – у «Зарубежнефти» и 10% – у Ненецкой нефтяной компании (ННК).

СРП считаются одной из самых прибыльных схем для инвесторов: государство компенсирует им затраты на разработку, а налоги фактически собирает за счет доли продукции.

Но оказалось, что доказать необходимость или, наоборот, ненужность каких-то расходов обеим сторонам очень сложно, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Внимание!

Поэтому вокруг СРП постоянно возникали споры, правительство обвиняло компании в завышении расходов и невыполнении плана добычи. Компании парировали, что им, наоборот, не хватает согласованных инвестиций на разработку, напоминает он.

С начала 2000-х гг. не ладились отношения с правительством и у Total. Сначала региональные власти отказывались утверждать сметы расходов и отчет об их исполнении в 2001–2002 гг.

А налоговикам из-за этого пришлось доначислить компании почти $50 млн. Стороны пошли на мировую лишь после того, как Total пришлось защищаться в стокгольмском арбитраже. В 2006 г.

у Total из-за нарушений чуть не отобрали лицензию на месторождение.

А в конце прошлого года стало известно, что государство возместило компании $480 млн на строительство оборудования для утилизации попутного нефтяного газа, но компания так и не завершила проект и продолжает сжигать 74% газа на факелах.

При этом контракт с подрядчиком – «Глобалстрой инжинирингом» – разорван, а сам подрядчик требует с «Тоталь разведка и разработка Россия» и ОАО «Хорда» (один из поставщиков по проекту) в суде почти 14 млрд руб.

Утилизацию газа Total перенесла на 2017 г.

Ситуация с Харьягинским СРП напоминает конфликт вокруг «Сахалина-2», когда после многочисленных проверок оператору проекта Shell пришлось отдать контроль «Газпрому», отмечает Полищук.

Но Total – один из ключевых партнеров России и к тому же инвестор в стратегический «Ямал СПГ».

Так что вряд ли государство оказывало на компанию серьезное давление, скорее все-таки вело переговоры, полагает он.

Важно!

Вряд ли Total продает долю и отдает операторство в проекте под давлением государства, скорее это частный случай, а причина может быть технической, согласен партнер KPMG Антон Усов.

Total ведь не выходит из проекта, подчеркивает он.

С одной стороны, Харьягинское месторождение среднее и не настолько значимое как для России, так и для шестой по величине мировой компании, чтобы вокруг него разводить политику, объясняет он.

 C другой – сейчас совсем не та политическая ситуация, чтобы выталкивать из проекта такого дружественного государству инвестора. Кроме того, неизвестны условия сделки, отмечает Усов. Он уверен, что Total получит достойную компенсацию за свой пакет.

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/10/19/613321-total-pokidaet-haryaginskoe-srp

Мпр россии недовольно работой иностранных компаний в ненецком ао и на сахалине

Мпр россии недовольно работой иностранных компаний в ненецком ао и на сахалине

Москва, 25 мая 2006, 15:06 — REGNUM  Министерство природных ресурсов России обратило внимание на действующие в настоящее время в сырьевом секторе России проекты, основанные на соглашениях по разделу продукции () с иностранными инвесторами. По информации, распространенной пресс-службой министерства, (РАЕН) ознакомила Министерство природных ресурсов России с итоговыми документами заседания Президиума РАЕН, на котором были рассмотрены вопросы реализации соглашений о разделе продукции при разработке Харьягинского месторождения (Ненецкий АО) и других месторождений разрабатываемых в рамках СРП.

Данную информацию РАЕН и МПР России намерены использовать при дальнейшем осуществлении контроля над разработкой данных месторождений.

По мнению членов Президиума РАЕН, французское акционерное общество “Тоталь Разведка Разработка Россия” не достигло увеличения объемов добычи нефти и внедрения новых технологий при разработке Харьягинского месторождения.

Озабоченность ученых вызвал постоянный рост у оператора капитальных и эксплутационных затрат на разработку месторождения, которые значительно превышают расходы российских компаний на освоение схожих по геологическим параметрам участков недр.

Также академики отметили, что объемы бурения скважин, добычи нефти и закачки воды в пласт существенно ниже проектных показателей.

После рассмотрения ситуации на Харьягинском месторождении ученые пришли к принципиальному выводу, что компания ведет “бессистемную хищническую отработку месторождения с нарушениями российского законодательства”.

“Все без исключения недропользователи, будь то отечественные или иностранные компании, должны соблюдать российское законодательство, как это делают представители российского бизнеса за рубежом, – отметил в связи с этим заместитель руководителя Росприроднадзора . – Если компания “Тоталь Разведка Разработка Россия” не устранит нарушения проектной документации при разработке Харьягинского месторождения, Росприроднадзор будет вынужден принять самые жесткие меры воздействия, предусмотренные российским законодательством”.

Кроме того, по мнению научной общественности, неблагоприятная ситуация складывается по проектам и . В частности, по проекту “Сахалин-2” работы значительно отстают от намеченных сроков.

Задержка добычи углеводородного сырья на этом месторождении составляет год и более. В результате срок начала раздела продукции и получения “прибыльной нефти”, подлежащей разделу с государством, отодвигается на 3-5 лет.

При этом консорциум предполагает увеличить капитальные и эксплуатационные затраты в 2-3 раза.

По подсчетам РАЕН, потери Российской Федерации могут составить 11-12 млрд. долларов. Возмущение ученых вызывает и взимание незначительного процента роялти – 6%, в то время как общемировые ставки отчисления составляют 10-12%.

Общими недостатками всех проектов по СРП Президиум РАЕН назвал срыв сроков обустройства и разработки месторождений, выборочную отработку отдельных месторождений и их участков, значительное превышение проектных затрат и недостаточное участие российских подрядчиков в реализации проектов.

Основными причинами такого положения дел, по данным РАЕН, являются: игнорирование иностранными операторами интересов Российской Федерации, незначительное участие российских предприятий в составе консорциумов СРП, экономическая неэффективность для государства действующих СРП и их несоответствие мировым стандартам в части распределения доходов и защиты интересов государства. В качестве одной из мер повышения эффективности СРП РАЕН предложила увеличение доли российских предприятий в составе консорциумов до 51%.

Совет!

Для исправления ситуации и тщательной экспертизы выполнения проектов на Харьягинском и других месторождениях РАЕН намерена подготовить соответствующие письма во все заинтересованные министерства и ведомства.

Источник: https://regnum.ru/news/646238.html

Игорь Кошин – о бонусах чиновникам в НАО. Интервью РИА Новости

Игорь Кошин – о бонусах чиновникам в НАО. Интервью РИА Новости

5 августа 2017, 16:04

Фото РИА НовостиБонусы чиновникам в НАО компенсируют предыдущие сокращения, говорит губернатор Ненецкого автономного округа

Власти Ненецкого округа попали под шквал критики после того, как приняли закон о выплате двухмесячного денежного содержания к отпуску для ряда чиновников, однако губернатор округа Игорь Кошин считает эту меру компенсацией за предыдущие сокращения именно теперь, когда доходы бюджета региона растут и кризисные времена отступают.

Об этом, а также о том, на что сегодня делает ставку Ненецкий округ, какие проекты намерен развивать и какие категории населения поддерживать, глава региона рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Анастасии Яконюк .

— Игорь Викторович, активисты Общероссийского народного фронта выступили против принятого в округе закона о выплате денежного содержания к отпуску ряда чиновников, посчитав эту меру несвоевременной. Почему именно теперь был принят этот закон и может ли бюджет округа позволить себе такие расходы?

— Дело в том, что за последние три года, когда округ лишился трети нефтяных доходов, зарплаты госслужащим в регионе были снижены на 20% . У депутатов, заместителей — и того больше — на 30-40% . Моя зарплата снизилась вообще на 47 %.

В прошлые годы, скажем так, в «богатые времена», когда денег было много и на счетах оставались миллиарды, количество чиновников увеличивалось и денежное содержание тоже.

Сейчас штат сократился на 182 человека, но при этом суммарные трудозатраты чиновничьего аппарата значительно выросли, потому что с 2015 года округ получил от Архангельской области весь объем государственных полномочий на своей территории.

За три года у нас уменьшилось и количество людей, и затраты на содержание снизились, и зарплаты уменьшились значительно.

Надо сказать, что восстановление, да и то частичное, доходов чиновников началось только после того, как окружной бюджет начал восстанавливать социальные выплаты и возвращать на прежний уровень финансирования всю бюджетную сферу.

Подтверждение тому — последние данные Росстата. С 1 июля прошлого года по 1 июля нынешнего средняя начисленная зарплата в регионе выросла на 3,7 %, а реальная, то есть очищенная от инфляции, — на 1,5 %. Это лучший показатель по Северо-Западу.

В подавляющем большинстве регионов продолжается снижение доходов в реальном выражении. Могло ли это произойти, если бы не наши усилия по восстановлению доходов всех бюджетников? Нет.

Ведь у бюджетной сферы — «контрольный пакет» в экономике НАО по численности занятых.

Еще одна конкретная цифра, подтверждающая, что бюджет восстанавливается. Доходы казны в первом полугодии выросли на 92 %, почти вдвое.

И если в прошлом году НАО был лидером по падению доходов бюджета в стране, то теперь — лидер по темпам прироста.

От Харьягинского СРП мы получили 3,4 миллиарда рублей за шесть месяцев против нуля за тот же период прошлого года.

Внимание!

Яркий пример, как восстановление бюджета влияет на экономику региона, на бюджетные инвестиции. В три с лишним раза возросли в первом полугодии вложения в стройки, дорожное строительство, социальные объекты.

Депутаты вышли с инициативой вернуть часть социальных выплат бюджетникам, в том числе чиновникам.

Подчеркиваю — это лишь малая часть: когда-то мы отказались от «золотых парашютов», на две недели сократили чиновникам северные отпуска… По закону отпускная выплата носит заявительный характер. Я, например, отказался.

Ну, а в прессе любят такие истории… Впрочем, журналистам я благодарен — для нас популярность темы стала возможностью рассказать о беспрецедентных сокращениях в сфере госуправления. Добровольное сокращение зарплаты в 47 % нечасто встретишь.

— Получается, за последнее время региону все же удалось снизить зависимость бюджета от цен на нефть и газ? Каким образом? За счет каких источников будет пополняться бюджет в первую очередь в будущем?

— Это большая тема. У нас моноэкономика, поэтому от зависимости мы вряд ли когда-то уйдем. Однако моя задача — сделать регион устойчивым к колебаниям цен на нефть.

Прошлый год дал нам хороший урок — сокращать расходы пришлось очень жестко, когда треть нефтяных доходов в бюджет не поступила.

Отмечу два момента. Мы дали налоговые льготы инвесторам и вышли на рост инвестиций. Это позволяет получать налог на имущество — он не зависит от цен на ресурсы.

Второе, по Харьягинскому месторождению нам с компанией-оператором удалось уйти от долларовых контрактов в рублевые. Это также увеличило доход региона.

Также хочу отметить, что подтвержденные новые запасы нефти превышают текущую добычу. А раз есть интерес к геологразведке, значит, появятся новые скважины, вышки, то есть имущество недропользователей. Появится новое имущество — налог на имущество будет только расти.

Важно!

Да, наши налоговые поступления зависят от эффективности работы компаний-недропользователей, но мы не фокусируемся только на нефти.

Практически с нуля создали структуру для поддержки и развития малого бизнеса.

Поддерживаем сельское хозяйство через субсидию, которая зависит от объемов произведенной и реализованной внутри региона продукции.

Это важно не только для собственных молока, мяса и овощей. Это рабочие места и продовольственная безопасность.

Мы прекрасно понимаем, что в нашем округе не сможем собирать автомобили, к примеру. С нашей логистикой и стоимостью рабочей силы это абсолютно нерентабельно. Экономика Крайнего Севера ориентирована на ресурсы.

Но у нас и малый бизнес потихоньку развивается — это радует. Растет количество предпринимателей. За четыре года — на 100 человек. Для нашего малочисленного региона это приличная цифра.

Часто приезжаешь в сельскую местность, и люди, работавшие в бюджете, спрашивают: «Где найти работу?” Ответ на поверхности — это собственное дело.

Рыбалка, сбор дикоросов, изготовление сувениров… Мы все больше рыбопромысловых участков стали раздавать, люди и ловят, и занимаются переработкой.

— И все же — насколько привлекателен сейчас регион с инвестиционной точки зрения? Кто готов вкладывать деньги в Ненецкий округ, есть ли иностранные инвесторы?

— Приведу основные цифры — за 2013 год объем инвестиций был на уровне 60-65 миллиардов рублей. В 2014 году он вырос до 80-85 миллиардов, в 2015 мы вышли на почти 115 миллиардов. А вот в 2016 был заметный спад — получили 85 миллиардов: это был тяжелый год, мы с опаской смотрели в будущее.

В этом году рано делать прогнозы, но мы надеемся больше 100 миллиардов получить, выйти на докризисные показатели.

По крайней мере, результаты первого квартала дают повод для оптимизма. Конечно, основные инвестиции идут в сферу недропользования.

Ведем индивидуальную работу с каждым инвестором. Для нас это важно.

Когда инвестор стоит перед выбором — вкладывать у нас или в смежные территории, инвестиции в наш регион оказываются более эффективными. Дело как в налоговых льготах, так и индивидуальном подходе.

Совет!

У нас есть проекты, в которых участвуют иностранцы. Назову два — это российско-вьетнамское предприятие «Русьвьетпетро». И опять же Харьягинское месторождение. Там участвуют французы и норвежцы.

— На какой стадии реализации находится проект глубоководного морского незамерзающего порта Индига, на которые власти региона также возлагают большие надежды? Когда можно ждать первых шагов?

— Да, действительно, мы считаем проект строительства глубоководного незамерзающего порта Индига потенциальной точкой роста Северного морского пути.

У бухты выгодное географическое положение. Посередине между портами Мурманск и Сабетта. Это незамерзающая часть Баренцева моря.

Суда ледового класса могут ходить без ледокольного сопровождения 185 дней в году.

Кроме того, глубина бухты достигает 18 метров, а это значит, порт сможет принимать крупнотоннажные танкеры третьего класса дедвейтом до 100 тысяч тонн.

Индига находится рядом с перспективными нефтегазовыми месторождениями округа. Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Здесь уникальная по качеству и достаточная по запасам сырьевая база. Рядом находятся два газовых месторождения — Кумжинское и Коровинское.

Еще одна составляющая проекта — железная дорога «Сосногорск — Индига», которая свяжет наш регион с Коми. Она позволит через Севморпуть транспортировать нефть и с месторождений наших соседей.

Мы подготовили декларацию о намерениях строительства порта и на сегодня основные согласования пройдены. Теперь слово за федеральными ведомствами.

Проект вошел в число приоритетных арктических, и мы ждем, что должно быть принято решение. Мы понимаем, что на собственные средства мы его не построим, это слишком дорого.

В течение этого года рассчитываем на дальнейшее движение.

— Ненецкий округ, как и другие северные регионы страдает от высоких затрат на энергоресурсы.

Главы некоторых северных регионов говорят о том, что компенсация населению расходов на коммунальные услуги — слишком большая нагрузка на местные бюджеты, и предлагают перевести эти расходы на федеральный уровень. Как НАО справляется с этой проблемой?

— Это проблема актуальна для всех северов. Автономная энергетика очень дорогая: топливо надо завезти, хранить, контролировать процесс выработки электроэнергии. Если бы федеральные власти помогали субсидировать, было бы здорово. Но пока округ тянет это на себе.

Внимание!

Наша энергетика полностью автономная — и для города, и для ближайших населенных пунктов. Газовая генерация — довольно дешевая, в районе 5,5 рубля.

А в остальном — дизель-генератор и автономный емкостной бак и все это в условиях опережающего северного завоза. Один только завоз топлива стоит 800 миллионов рублей.

Для округа это большие деньги.

Себестоимость электроэнергии по сельским населенным пунктам — 42 рубля. Население платит только три рубля, остальное мы субсидируем. И субсидии значительные.

Но не только населению помогаем, мы ведь оплачиваем электроэнергию за бюджетные учреждения, частично субсидируем сельхозтоваропроизводителей.

Объем субсидий на возмещение расходов по коммуналке только для юридических лиц составляет 828 миллионов рублей в этом году. Вместе с компенсацией аналогичных расходов жителям выходит миллиард рублей.

— Еще одна серьезная проблема на севере — дефицит медицинских кадров. Желающих приехать на север не так много. Есть ли эта проблема в Ненецком округе и как власти ее решают?

— Проблема дефицита кадров велика для территорий с низкой плотностью населения.

У нас есть два лечебных заведения — больницы в Нарьян-Маре и в поселке Искателей, в населенных пунктах работают фельдшерско-акушерские пункты или амбулатории. С кадрами есть проблема.

Единственное, чем мы можем завлечь, — только денежной составляющей, больше нечем. Средняя зарплата врача в округе 111 тысяч рублей.

Сложно еще вот что. При переходе на одноканальное финансирование — ОМС, особенно в малонаселенных пунктах очень сложно за счет ОМС все содержать.

Мы пошли таким путем: сделали все поликлиники филиалами горбольницы и перераспределяем средства.

Страховых случаев на селе не хватает для оплаты и содержания больницы.

У нас есть проект «Красный чум» — бригады профильных врачей, которые приезжают в населенные пункты на две недели. Они проводят диспансеризацию, выдают справки.

— Несколько лет назад в вашем округе начал развиваться совместный с норвежцами проект по телемедицине. Какова его судьба, есть ли экономия бюджета? Что даст недавно принятый закон о телемедицине?

— Да, это успешный проект с точки зрения и качества медицинской помощи, и экономии средств на санитарной авиации.

Важно!

Напомню, скорая помощь в нашем округе, где практически нет дорожного сообщения, использует вертолет.

Сейчас НАО ежегодно тратит около 130 миллионов на вызов вертолетной помощи к больному.

За два года действия проекта было проведено более 400 телемедицинских консультаций, и только в семи случаях понадобился вылет. По некоторым фельдшерско-акушерским пунктам есть проблемы с интернетом, но мы их оборудуем.

С принятием закона о телемедицине диагноз врача получает юридический статус. Правовая основа отрегулирована, до этого телемедицина была в статусе, скажем так, самодеятельности: совет врача не всегда являлся руководством к действию.

Норвежцы помогли нам с оборудованием, технологиями — у них это немного раньше начало развиваться. Кроме этого, ненецкие врачи смогли пройти у северных соседей стажировку.

Думаю, во многом благодаря проекту по телемедицине округ вошел в десятку лучших регионов страны по информатизации здравоохранения.

— Есть ли другие успешные примеры приграничного сотрудничества в регионе?

— Ну вот, скажем, с финнами запустили проект — он уже третий год успешен. Наши оленеводы отвозят им оленьи шкуры на переработку. Раньше шкуры выкидывали, теперь сдают, получают живые деньги. Еще был проект — отправляли на стажировку оленеводов.

В мае была у нас делегация норвежского консульства, мы договорились еще по ряду проектов, в частности по обучению, по телемедицине продолжить и некоторым другим.

— Один из оригинальных проектов, который вы запустили в регионе, — кочевой детский сад. Будете ли развивать его и дальше?

— Да, мы в прошлом году попробовали. Воспитатель кочевала с оленеводами летом, занималась с ребятами — готовила детей к школе.

Я сам на этой неделе летал на Канин, и мы отвезли двух воспитателей, которые сами родом оттуда. Они и продолжат этот проект — будут заниматься с дошколятами.

Уже купили оборудование, игры, будут готовить к школе.

Совет!

Мы договорились, что осенью проведем анализ, чтобы этот проект на постоянную основу поставить. В Ненецком округе есть программа — весной школьников отвозим в тундру к родителям, осенью забираем обратно на учебу. Сейчас решили централизованно заниматься дошколятами. Это важно!

Источник: http://narianmar.monavista.ru/news/56643/

Интервью с главой Администрации округа В. Потапенко

Интервью с главой Администрации округа В. Потапенко


Кумжа. Вопросы и ответы

Журналисты, прилетевшие в Ненецкий округ по приглашению оператора Кумжинского месторождения «СН Инвест», накануне поездки к аварийной скважине задали несколько вопросов главе администрации региона Валерию Потапенко.

– Валерий Николаевич, в одном из комментариев в прессе, вы обозначили, что признаете не так уж много праздников – День Победы, День рождения. Наша встреча проходит накануне Дня работников нефтяной газовой и топливной промышленности.

А как Вы относитесь к этому празднику? Каким образом лично Вы собираетесь отмечать этот день?– Более чем положительно, учитывая, что львиная доля регионального бюджета формируется за счет поступлений от нефтянки, а также значительное число жителей работают в этой отрасли либо в организациях, выполняющих для нее заказы. В такой ситуации узко профессиональный День работников нефтяной и газовой промышленности приобретает в регионе такой же солидный вес, как и День Оленя – профессиональный праздник оленеводов. Нефтяников и газовиков я поздравил через окружную газету «Няръяна вындер», где пожелал им стабильности, семейного счастья и новых профессиональных успехов. В честь праздника грамотами администрации Ненецкого округа награждены лучшие работники нефтяных компаний, это несколько десятков человек.Как вы знаете, в 2008 году в сентябре мы отмечаем еще одну праздничную дату – «золотой» юбилей ненецкой геологи.  За полвека освоения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции  геофизики, геологи, нефте- и газодобытчики создали на территории региона  мощный  топливно-энергетический комплекс. Сейчас Тимано-Печора стала третьей территорией по запасам углеводородного сырья в России. Лично отметить День нефтяников вместе со всеми нарьянмарцами не смогу, так как буду находиться  на заседании Госсовета.  

– Данная встреча с Вами проходит в рамках пресс-тура компании «СН Инвест», посвященного обсуждению ряда экологических вопросов на Кумже. Каким образом Вы, как глава округа, оцениваете текущее выполнение лицензионных обязательств на «проблемном» для округа месторождении?

Компания активно приступила к реализации лицензионного соглашения.

На данный момент компанией  «СН Инвест»  восстановлена заградительная дамба вокруг аварийной скважины на территории Ненецкого государственного заповедника, полностью реализована  программа экологического обследования территории, включая отбор проб.

Государственный навигационный институт Минобороны выполнил предварительные исследования по строительству в НАО газохимического комплекса.  Ведущая мировая маркетинговая компания «Парвин-Гертц» оценила объемы и виды производств газохимической продукции.

Таким образом,  недропользователь с опережением выполняет взятые на себя обязательства.

«РИА Новости»: – Каковы, по вашему мнению, перспективы разработки Кумжинского месторождения? Что это даст округу? Каковы риски, связанные с реализацией этого проекта?

– Как Вам известно, Администрация НАО всегда позиционировала Кумжинский проект в первую очередь как экологический. Кампания, победившая в конкурсе должна  провести необходимый комплекс работ на всей территории лицензионного участка, чтобы наш регион избежал участи повторения аварии 1980 года.   Особенностью месторождения являются высокие дебиты и содержание в газе сероводорода. Хочу напомнить, что разбуривалась площадь с применением обычного оборудования и  существующие  скважины не предназначены для контакта с агрессивной средой. Угроза возникновения аварийной ситуации возрастала с каждым годом. Государство не выделяло средств на ликвидацию этой опасной ситуации. Поэтому единственным выходом из этой ситуации было решение о вводе в разработку газовой залежи с целью снижения пластового давления. Компанией «СН Инвест» были предложены экологические и технологические решения, принятые государственной комиссией, которые должны не допустить возникновений критических ситуаций на месторождении. Компенсировать высокие затраты  в экологическую часть проекта на начальной стадии компания сможет только путем ввода месторождения в разработку. Кстати, «СН Инвест» уже ведет работу по поиску дополнительных источников газа для обеспечения своего завода на других месторождениях и участках округа.

«РИА Новости»: – Каков прогноз по объему добычи углеводородов на территории округа в 2008 году, динамика по сравнению с 2007 годом? Сколько планируется добыть в следующем году?

– Уровень добычи нефти в 2007 году составил почти 13,6 млн. тонн и увеличился по сравнению с 2006 г. на 5%, в этом году добыча составит более 16 млн. тонн. Ожидаемый уровень  2009 года – 20,7 млн. тонн.В ближайшие годы, в зависимости от очередности выставления месторождений на тендеры добыча будут находиться в диапазоне от 35 до 42 млн. тонн в год. Это без учета изученной на сегодняшний день территории ближайшего шельфа и мелководной зоны, глубины которой (1-3 м) позволяют применять эффективные технологии,  экономически принципиально отличающиеся от  глубоководной зоны моря. Ресурсная база этих территорий  может обеспечить уровни добычи эквивалентные  сухопутной части округа.

«РИА Новости»: Известно, что в 2009 году компания «Лукойл» планирует достичь проектного уровня добычи нефти (7,5 миллионов тонн) на крупном Южно-Хыльчуюском месторождении.

Ваше мнение, удастся ли это сделать компании, которая демонстрирует неудовлетворительные показатели по добыче в этом году – снижение на 3% объемов добычи, по сравнению с 2007 годом.

– С моей точки зрения,  между одной   и  другой опорными точками Вашего  вопроса отсутствует причинная связь. При такой формулировке происходит смешение понятия общего и частного и в этом случае – Южно-Хыльчуюское месторождение – частное. Сравнивать динамику добычу на всей территории деятельности    ОАО «ЛУКОЙЛ» и работу в НАО –  не корректно. «ЛУКОЙЛ» в Ненецком округе уже не один  год демонстрирует динамику развития по освоению региона. Южно-Хыльчуюское месторождение только вводится в эксплуатацию. Мы не будем говорить о  компетентности менеджмента компании, наверняка, она высока.  Но расчеты, в названных Вами уровнях добычи, основаны на качестве работы и ответственности тех людей,  которые руководили и разведывали много лет назад это  и другие  месторождения в НАО и мы надеемся, что добросовестность и профессионализм и одних и других специалистов найдут подтверждение в достижении обозначенных проектных уровнях добычи нефти. Нужно отметить, что добыча нефти данной компании по нашему региону имеют устойчивый рост. К тому же завершено строительство нефтепровода Южно-Хыльчую – Варандей, что позволит достичь планируемые уровни добычи.

«РИА Новости»: Валерий Николаевич, какое значение для экономического развития округа, на Ваш взгляд, будет иметь освоение Кумжинского месторождения, создание системы транспортировки и переработки добываемого сырья?

– По предварительным оценкам, представленным на рассмотрение государственной комиссии налоговые отчисления в бюджеты всех уровней от разработки месторождения, от завода и порта составят 479 млрд. руб. Компания изъявила готовность активно участвовать в социально-экономических программах округа. В ближайшее время компания планирует выделение 11 млн. руб. на работы по восстановлению социальных объектов.

«Российская газета»: Операторам нефтедобычи в Ненецком автономном округе предоставлен ряд льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых.

По некоторым прогнозам, бюджетные потери составят порядка 1,5 миллиарда рублей.

Чтобы свести возможные «потери» к нулю, ряд регионов, например, Иркутская область, намерена развивать на своей территории переработку углеводородов.

Если ли подобные перспективы у округа? Будут ли в связи с введением льготного режима пересматриваться соглашения о сотрудничестве в социальной сфере с добывающими компаниями, не имеющих планов создавать новые перерабатывающие производства в округе?

– В соответствии с новым законодательством, в 2008 году поступление налога на добычу полезных ископаемых  перешло в Архангельскую область. Восемь лет назад 60% этого налога (или его аналогов) поступало в бюджеты субъектов Федерации. После внесенных изменений в законодательство эта доля постепенно уменьшалась, еще в прошлом году она распределялась между Архангельской областью и НАО  соответственно 2,5 и 2,5%.  Наши социально-экономические соглашения с нефтяниками  основаны на юридических отношениях с конкретными компаниями. Все соглашения продолжают действовать, и они не связаны с географическим положением предприятий. У Администрации НАО, в рамках правового поля РФ,  есть свои решения дальнейшего производственного и социального развития нашего региона, в том числе, и с участием недропользователей в рамках социально-экономических соглашений. Использование опыта всех субъектов Федерации, о которых Вы говорите, безусловно, важны. Но страна очень велика и у каждого субъекта есть свои специфические особенности. Мы видим в качестве основных направлений развития территории – оказание поддержки в развитии газохимического производства («СН Инвест»), развитие транспортной инфраструктуры (Транснефть и РЖД), освоение минерально-сырьевого комплекса твердых полезных ископаемых.

«Российская газета»: Администрации НАО представлен проект «Стратегии развития субъекта до 2030 года.». Из двух сценариев развития территории – как региона с годовой добычей в 20-25 млн. тонн нефти с ограниченной прокачкой, либо 45-60 млн.

тонн с активной транспортировкой углеводородов.

При каких условиях будет реализован наиболее успешный сценарий? Какие еще перспективы развития отразили разработчики стратегического документа, как в нем отражены планы освоения других запасов недр округа – газа, твердых полезных ископаемых?

– В настоящее время «Стратегии развития субъекта до 2030 года» находится на рассмотрении Администрации НАО. Мы изучаем предложенные варианты и оцениваем, в том числе,  технологический и  социально-экономический эффект. Наша позиция заключается в том, что диапазон уровней добычи нефти на сухопутной части округа должен составлять от  35  до 42-45 млн. т. Дальнейший рост возможен с учетом освоения ближайшей шельфовой зоны.  Но наша задача – максимально длительно обеспечить функционирование создаваемой  трубопроводной инфраструктуры с оптимально высокими  уровнями  объемов перекачки нефти. С этой целью мы инициировали вопрос по возобновлению и скорейшему завершению работы над «Программой комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья Северо-Западного региона России до 2020 г.».В Ненецком автономном округе имеется значительная ресурсная база свободного газа, запасы которого составляют 520  млрд.м3. Прогнозные ресурсы  оцениваются дополнительно еще в 500 млрд. м3.   Эта база может  обеспечить уровни около  8-9 млрд. м3 в год.  Потребление газа округом  ограничено только внутренним использованием в объемах 0,12-0,13 млрд. м3 в год. Развитие энергетики в регионе  и обеспечение газоснабжения населения не приведут к принципиальному изменению существующих уровней добычи. Отсутствие транспортной инфраструктуры продолжает оставлять эти объемы нереализованными.   В ближайшее время в соседнем регионе Республике Коми сформируется дефицит топливно-энергетических ресурсов в объеме  4,2 млрд. м3. Мы полагаем, что заинтересованность двух субъектов Федерации и бизнеса создают привлекательную ситуацию  для освоения наших газовых месторождений. «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» предусматривает прокладку к побережью Северного ледовитого океана в западной и восточной части  территории НАО двух магистралей общей стоимостью 121,5 млрд. руб.  протяженностью 200 и 600 км. Мультипликативный эффект от  этих проектов будет заключаться в начале освоения значительного минерально-сырьевого потенциала комплекса твердых полезных ископаемых  НАО (коксующиеся и энергетические угли, марганцевые руды, руды цветных, редких и благородных металлов, алмазов и т.д.). Общая стоимость промышленных запасов оценивается в 150-200 млрд. долл. США.

«Российская газета»: В полной ли мере недропользователи, работающие на территории округа, выполняют условия лицензионных соглашений? Соблюдаются ли планы по добыче углеводородного сырья?

– В отличие от прошлого года, когда Администрация с участием Собрания депутатов и контролирующих органов (как федеральных, так и окружных) проводила рассмотрение выполнения лицензионных соглашений наших недропользователей, подобные публичные слушания в 2008 году не проводились.  Тем не менее, контроль за деятельностью владельцев лицензий и  сбор сведений об итогах их деятельности осуществляется в рабочем порядке.  Можно констатировать, что по сравнению с периодом, допустим пятилетней давности, степень выполнения условий лицензионных соглашений повысилась. У большинства компаний  соблюдаются графики выполнения геологоразведочных программ, объемы бурения. В то же время,  имеется отставание у ряда недропользователей по выполнению проектных уровней добычи нефти.  (справочно: Нарьянмарнефтегаз в 2007 году не добыл 3,6 млн. т из-за задержки с вводом трубопровода).

«Правда Севера»: – Каким образом будет проходить взаимодействие инвесторов и Архангельской области если переход полномочий от НАО все-таки продолжится?

– Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования в 2007 г. составили 79,5 млрд. руб., что на 32,5% превышает уровень 2006года. Удельный вес объёма инвестиций в основной капитал составил 7,2% от объёма инвестиций СЗФО. Объем иностранных инвестиций в 2007г. составил 832,1млн.долл., что превышает показатели 2006г. на 66,4%. По объему поступающих инвестиций на душу населения Ненецкий АО занимает  первое место среди субъектов Российской Федерации. Видовая структура инвестиций в основной капитал за последние годы не претерпела значительных изменений. Лидером в привлечении инвестиций по-прежнему остается нефтедобыча, на её долю в течение последних лет приходилось от 87% до 96% инвестиций. Лидерами по инвестированию в экономику НАО среди российских компаний являются «ЛУКОЙЛ», «Роснефть». Наиболее крупные инвестиционные проекты данного сектора связаны с добычей и разведкой углеводородного сырья, с обустройством новых нефтяных месторождений, со строительством соответствующей инфраструктуры.  Ситуация в этой области, а также инвестиционная привлекательность нашего региона не зависит от передачи полномочий.

«Правда Севера»: Что даст разработка Кумжинского месторождения в социальном плане?

– Если решением по конечному пункту газопровода станет  Индига, то будут построены порт, газохимический комплекс,  объекты социальной  инфраструктуры, произведена  газификация поселка. Все это будет способствовать повышению качества жизни этого населенного пункта.

«Правда Севера»: Значение месторождения для трудоустройства жителей округа?

– Для реализации Кумжинского проекта будет создано 750 рабочих мест (без учета периода обустройства месторождения и строительства основных объектов инфраструктуры – порт, завод и т.д.). 

«Правда Севера»: Роль региона в развитии Кумжинского месторождения: прокладка дорог и т.д?– Как уже упоминалось выше, именно Администрация округа инициировала вопрос о разработке этого месторождения.

Из крупных инвестиционных проектов можно назвать строящуюся автомобильную дорогу Нарьян-Мар- Усинск, которая обеспечит круглогодичное сообщение между НАО и Республикой Коми. Дорога проходит через значимые месторождения.

Ее эксплуатация  позволит оптимизировать затраты на доставку грузов многим недропользователям. Администрации округа и района, в рамках законодательства, оказывают поддержку владельцам лицензий в реализации их проектов.

«Росбалт»: – Добычу нефти сдерживает отсутствие трубопроводных мощностей. Какие проекты предлагает в этом направлении Администрация НАО?

– Перспектива роста объемов добычи нефти в регионе действительно сдерживается, ограниченной пропускной способностью нефтетрубопроводного транспорта. На всей территории округа отсутствует государственная трубопроводная инфраструктура для транспортировки нефти и газа. Роль магистральных трубопроводов исполняют системы компаний ОАО «Лукойл» и  «НК Роснефть». Данный момент являлся и продолжает оставаться сдерживающим фактором в развитии нефтегазового потенциала региона.Компанией «Транснефть» поддержаны предложения Администрации и одним из последних вариантов трубопроводной структуры в Ненецком автономном округе было предложено сооружение нефтепровода «Харьяга-Индига» длиной 450 км и мощностью 12 млн. тонн в год. Транспортировка нефти через новый глубоководный многофункциональный порт позволит диверсифицировать нефтяные потоки, регулировать качественный состав нефти.

«Росбалт»: Помимо углеводородов, недра НАО содержат значительное количество твердых полезных ископаемых. Есть ли в ближайшей перспективе проекты по разработке конкретных месторождений твердых полезных ископаемых, в том числе углеводородсодержащих?

– Твердые полезные ископаемые Ненецкого автономного округа представлены широким кругом горючих, металлических и неметаллических полезных ископаемых: каменным углем, горючими сланцами, ураном, рудами железа, титана и рядом других видов. Состояние ресурсной базы минерального комплекса отличается  весьма слабой изученностью. Тем не менее, проводимые с начала 20 века по 90 годы геологические изыскания  свидетельствуют о большом экономическом потенциале минерального комплекса НАО. Реализация мероприятий по его дальнейшему геологическому изучению приведет к освоению территории округа, развитию инфраструктуры, дополнительным поступлениям в бюджеты всех уровней. Как уже отмечалось, мы увязываем освоение минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и создание горнорудного комплекса с развитием транспортного каркаса в округе и соседних заполярных регионах. Администрация активно продвигает эти проекты на всех уровнях.

«Росбалт»: – Проект «Транснефти» по строительству порта и нефтяного терминала в Индиге окончательно «похоронен»? Или просто отнесен по времени? Нужен ли он округу вообще в том виде, как предлагался?

– Есть основания считать, что объемы добычи нефти с 13 месторождений ОАО «Зарубежнефти» и оставшиеся крупные объекты нераспределенного фонда недр (им.  Требса,  им. Титова,  Наульское и др.), а также разработка близлежащих шельфовых месторождений   не смогут быть реализованы через существующие коммуникации ОАО «Лукойл» и ОАО «Роснефть», мощности которых являются близкими к предельным. Поэтому реализация проекта трубопровода «Харьяга-Индига» насущная необходимость. Самое главное – грузопоток, организованный через Баренцево направление, избавит от проблем аналогичных турецким проливам, которые могут повторится в Балтийском море. Мы полагаем возобновление этого проекта по окончании сооружения первой очереди дальневосточного трубопровода.

«Росбалт»: – «Зарубежнефть» в мае этого года выиграла тендер на разработку 13 нефтяных месторождений. Компания приступила к работе на территории округа? Будет ли привлечено к работам в НАО совместное предприятие ВьетСовПетро?

– Совместное предприятие «ВьетСовПетро» – самый эффективный проект ОАО «Зарубежнефть». Он успешно реализуется на шельфе Вьетнама уже в течение почти 30 лет. Компания входит  в мировую десятку наиболее рентабельных нефтедобывающих предприятий. По имеющимся у нас сведениям в НАО будет создаваться его аналог под названием «СовВьетПетро». Надеемся, что новое предприятие будет столь же успешным.

«Росбалт»: – В прессе появилась информация, что «Зарубежнефть» не только вошла в регион для работы на ЦХП, но и намерена сконцентрировать в своих руках российскую часть акций в операторе, работающим на Харьягинском месторождении вместе с «Total» и Statoil Hidro на условиях СРП. Как бы Вы могли прокомментировать эту информацию?

– Администрация НАО в течение длительного времени настаивала на реализации соответствующего пункта Соглашения о разделе продукции по Харьягинскому месторождению о передаче 20-процентного опциона российской компании. В настоящий момент соответствующие министерства рассматривают поручение Правительства РФ о передаче ОАО «Зарубежнефть» права приобретения этого актива. Реализация этого предложения укрепит позиции государства в Харьягинском проекте.

http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=1849

Источник: http://www.pechoralng.com/massmedia/articles/52-2008-10-02-06-25-06.html

Ксо и нефтегазовый сектор россии: существенные вопросы, проблемы и их решение

Ксо и нефтегазовый сектор россии: существенные вопросы, проблемы и их решение

Современные программы КСО опровергают мнение о нахождении бизнеса, и в особенности нефтегазового сектора, в своеобразном социальном вакууме.

В действительности, нефтяные и газовые компании работают в более широкой и сложной среде социальных институтов, нежели другие виды промышленности.

В эру информационных технологий и снижения торговых барьеров бизнес все чаще прибегает к политике прозрачности и открытости информации, что, в свою очередь, позволяет клиентам, поставщикам, инвесторам, сотрудникам, правительству и другим заинтересованным сторонам более подробно знакомиться с деятельностью компаний.

Прозрачность и глобализация увеличили способность внешних заинтересованных сторон (неправительственных организаций, активистов и т. д.

) распространять информацию о нарушениях и прочих негативных действиях, совершаемых организациями.

В то время как СМИ пытаются умолчать об этих фактах, любой обладатель телефона с камерой может выставить подобные материалы на всеобщее обозрение на YouTube или другой популярный ресурс.

Ярким примером быстрого распространения информации является авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon, где 20 апреля 2010 года произошла авария.

Во время аварии на поверхность Мексиканского залива вытекло 13,5 тонн нефти, вызвав масштабную экологическую катастрофу.

На борту находилось около 126 человек, 115 удалось спасти, 17 человек получили поражения различной тяжести.

Внимание!

Данный пример демонстрирует насколько часто компании нефтегазового сектора сталкиваются с экологическими рисками, а также рисками для здоровья людей и безопасности окружающей среды. Кроме того, не стоит забывать и о репутационных рисках, управление которыми является основой долгосрочного успеха компании.

Зачастую, в обществе наблюдается двойственное отношение к нефтегазовой промышленности. Впрочем, такое положение довольно легко объяснить.

С одной стороны, наличие недорогого ископаемого топлива способствовало долгосрочному экономическому росту, что позволило достичь более высоких стандартов жизни и значительно пополнить казну нефтедобывающих стран.

Но с другой — добыча нефти и газа накладывает на общество свой негативный «отпечаток», проявляющийся в загрязнении воздуха, разливах нефти и прочих последствиях для окружающей среды.

К тому же деятельность нефтегазового сектора может повлечь за собой социальную дислокацию и разного рода конфликты. Ученые называют это «проклятием нефтегазового сектора», утверждая, что наличие нефтяных богатств в стране может принести больше вреда, чем пользы.

Решается ли проблема?

Сегодня проблемы нефтегазовой промышленности не остаются без внимания и активно решаются ведущими российскими компаниями.

Для минимизации влияния на общество и окружающую среду социально ответственные предприятия принимают соответствующие меры.

Например, компания «Сахалин Энерджи» на постоянной основе осуществляет экологический контроль за:

— воздействием на атмосферный воздух;

— использованием водных ресурсов и воздействием на водные объекты;

— процессом обращения с отходами.

Важно!

С целью снижения выбросов в атмосферу компания разработала план по уменьшению количества газа, сжигаемого на факельных установках платформ.

Для этого используются  газовые турбины, оборудованные устройством, снижающим объем таких вредных веществ как оксид азота и оксид углерода.

Также на предприятии применяются факельные установки, оборудованные системой подачи добавочного газа с целью повышения турбулентности (данный процесс обеспечивает сжигание газа в бессажевом режиме).

Компания «Сахалин Энерджи» постоянно стремится к максимальному сокращению задействования водных ресурсов в производстве, а также снижению пагубного влияния на окружающую среду посредством сброса сточных вод.

В 2014 году, при сравнении с показателями предыдущих годов, компании удалось сократить водоотведение на 4%, в частности, благодаря снижению уровня использования воды для охлаждения производственного оборудования на морских платформах. Также в 2014 году на предприятии был проведен ежегодный мониторинг в районах расположения производственных объектов, в ходе которого не было выявлено негативного воздействия на водные ресурсы.

Как известно, предотвращение загрязнения окружающей среды предусматривает эффективное обращения с отходами, подразумевающее изменение режимов работы, влекущих за собой загрязнение почвы, атмосферы или водных ресурсов.

При работе с отходами компания «Сахалин Энерджи» придерживается таких принципов:

— сведение количества отходов до минимума, а также уменьшение их пагубного воздействия на окружающую среду;

— передача отходов класса опасности от I до III специализированным организациям для дальнейшей переработки, обезвреживания и повторного использования;

— отходы класса опасности IV – V, в соответствии с российским законодательством, размещаются на специально обустроенных муниципальных полигонах.

Помимо успешных практик в области экологии, компания «Сахалин Энерджи» придерживается строгой политики в сфере охраны труда.

Компания применяет структурированный подход к охране здоровья персонала.

В «Сахалин Энерджи» разработан и утвержден стандарт в области здоровья и гигиены труда, который включает в себя следующие разделы:

— оценка рисков для здоровья;

— экстренное медицинское реагирование;

— организация медосмотров;

— контроль запрета на употребления алкоголя и наркотических веществ;

— контроль фактора хронической усталости.

В 2014 году компания обновила свой стандарт по охране здоровья и гигиене, дополнив его контролем за качеством пищевого сырья.

Совет!

Помимо контроля, в рамках компании проводится оценка риска для здоровья персонала, внедрена система мониторинга вредных производственных факторов.

Также на всех объектах компании проводится анализ риска для здоровья персонала, оценка причинно-следственных связей между показателями, полученных при помощи измерении факторов производственной области (шум, вибрация, микроклимат, ионизирующие излучения и т.д.), и данными о состоянии здоровья персонала, разработана и внедрена эффективная система мониторинга негативных производственных факторов. По результатам анализа оцениваются возможные риски негативного воздействия на здоровье персонала.

Постоянный мониторинг в регионах присутствия проводит компания «Новатэк». В ходе мониторинга изучается состояние окружающей среды, берутся пробы почвы, вод, донных отложений, грунтов, проверяется уровень биоразнообразия (животных, растений и микроорганизмов).

Ежегодно компания «Новатэк» тратит миллионы на природоохранные мероприятия.  Например, в 2013 году затраты компании на охрану окружающей среды составили 363 млн. рублей, это на 22% больше чем в предыдущих годах.

Большая часть средств была потрачена на утилизацию отходов производства (приблизительно 109 млн. рублей). На сокращения воздействия отходов (обезвреживание и переработка) и на переработку бурения ушло приблизительно 89 млн.

рублей.

На сегодняшний день в компании успешно функционирует Интегрирования система управления вопросами охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, соответствующая международным стандартам OHSAS 18001:2007 и ISO 14001:2004.

Говоря о политике «Новатэк» в сфере охраны окружающей среды, стоит выделить основные цели компании:

— сокращение и предотвращение негативного влияния на окружающую среду в результате производственной деятельности;

— рациональное использование природных ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий;

—  постоянное совершенствование системы управления в области окружающей среды, ведение мониторинга, контроля и анализа;

— учет интересов и требований местного населения, социальная поддержка.

Данная политика является «фундаментом» для планирования и реализации различных видов деятельности и распространяется на все дочерние предприятия и структурные подразделения компании.

Внимание!

Что касается промышленной безопасности и охраны труда, то «Новатэк» непрерывно совершенствует свою «Интегрированную систему промышленной безопасности и охраны труда», повышает квалификацию своих сотрудников, а также использует передовые технологии.  В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», во всех дочерних филиалах компании разработана и успешно применяется система производственного контроля, а также создана специальная комиссия, периодически осуществляющая проверки по соблюдению требований охраны труда и производственной безопасности.

«Новатэк» проводит среди сотрудников инструктаж по безопасным методам труда, а также проводит повышение квалификации в специальных учебных центрах компании.

Помимо всего прочего, компания на регулярной основе проводит проверку знаний и аттестации по охране труда.

Только в 2014 году компания провела 4880 аттестаций среди своих сотрудников, а объем средств, выделенных на финансирование работ по охране безопасности производства, составил 168 млн. руб.

Также стоит отметить внимание к вопросам охраны окружающей среды со стороны нефтегазовой компании ОАО «Сургутнефтегаз».

Предприятие активно работает над решением проблем, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, утилизацией и обезвреживанием отходов производства.

Кроме того, в «Сургутнефтегаз» постоянно проводятся мероприятия, позволяющие минимизировать подобные риск возникновения аварийных ситуаций. С этой целью предпринимаются следующие меры:

— контроль баланса массы перекачиваемой по трубопроводу нефти (регулярное проведение анализа состояния баланса с интервалом в два часа);

— наблюдение за системой контроля давления в трубопроводе;

— мониторинг и химико-аналитический контроль водотоков.

Что касается водных ресурсов, следует отметить, что благодаря использованию установок предварительного сброса воды, компании удалось существенно сократить протяженность водоводов, тем самым минимизировав возможность возникновения экологических рисков. Использование подобного оборудования особенно важно на территориях присутствия с многочисленными водотоками, водоемами, болотами и т.д.

А вот с политикой в области охраны труда и производственной безопасности в компании «Сургутнефтегаз» все очень серьезно.

Помимо деятельности многочисленных комиссий по охране труда, компания установила ответственность за несоблюдение правил безопасного, распространяющуюся на все уровни управления — начиная от генерального директора и руководителей, и заканчивая специалистами структурных подразделений.

Особую роль в компании занимает культура безопасных условий труда, являющаяся неотъемлемой частью всеобщей культуры производства и совокупностью деятельности персонала и администрации, направленных на обеспечение безопасности производственной деятельности.

Важно!

Поскольку здравоохранение сотрудников компании является приоритетным направлением, «Сургутнефтегаз» создал специальные оздоровительные программы.

В рамках этих программ компания осуществляет добровольное медицинское страхование, проводит ежегодные профилактические медосмотры с целью предупреждения болезней, а также организовывает санитарно-курортное лечение для своих сотрудников. В 2014 году, география оздоровления была представлена 56 санаториями в различных климатических условиях России и зарубежья, где отдыхали более 38 тыс. работников и их членов семьи. Затраты на оздоровительные мероприятия составили более 2 млрд. рублей.

Автор материала: Максим Посаженников

Возможно вам будет интересно почитать:

Социальные инновации: кому это нужно?

а также

Устойчивое использование земель и природных ресурсов

Источник: http://csrjournal.com/13782-kso-i-neftegazovyj-sektor-rossii-sushhestvennye-voprosy-problemy-i-ix-reshenie.html

по-ру́сски | Sustainability and Petroleum Extraction: Corporate and Community Perspectives in Northern Norway and the Russian Arctic

выявить, сопоставить и наметить пути нивелирования различий в подходах и практике применения принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) на Севере Норвегии и в регионах Российской Арктики, а также наладить диалог и сотрудничество в приграничных районах между сторонами, участвующими или имеющими отношение к развитию нефтегазовой промышленности. Исследование построено на  анализе отдельных кейсов, осуществленных в Норвегии и России.

Фокус исследования – на том, какое влияние оказывает деятельность по разработке энергоресурсов на местное население Хаммерфеста, как принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) реализуются на практике и каковы подходы к ней со стороны нефтегазовых компаний, местного населения, властных структур, бизнеса, неправительственных организаций.

Решение по развитию месторождений Snøhvit было принято Норвегией в 2002 г., а их разработка начата в 2007 г.

Разработка месторождения Goliat одобрена в 2009 г., а начало производства на нем планируется в конце 2014 г.

Это первые месторождения Норвегии, разработка которых осуществляется к северу от полярного круга.

Для развития местных территорий,  компания Statoil, оператор на СПГ Snøhvit, требует от своих контракторов, подрядчиков и субподрядчиков привлечения местных ресурсов и использования услуг местных поставщиков. Более того, вместе с другими нефтяными компаниями Statoil оказывает содействие развитию местных компаний-поставщиков путем их финансовой поддержки  через такие организации как  Pro Barents и PetroArctic.

Российские контракторы в этом проекте не задействованы, за исключением работ на заводе СПГ. Однако, через компанию Kimek Offshore, базирующуюся в Киркинесе, были заключены временные контракты с российскими сварщиками.

Мониторинг за развитием и использованием местного потенциала при разработке месторождений Snøhvit и Goliat осуществляется исследовательским институтом Norut Alta.

Совет!

Statoil и ENI сотрудничают с программами местных инициатив в области высшего образования, например, такими как EnergiCampus Nord.

Прибрежный рыболовный флот задействован в системе реагирования на разливы нефти, и тем самым используется местный потенциал рыболовецких поселений.

Варианты возможного негативного воздействия на население саами и его культуру были рассмотрены и учтены при оценке программы развития месторождения Goliat.

Несмотря на то, что негативные последствия оцениваются как крайне незначительные, тем не менее ENI предусматривает осуществление программ, направленных на поддержку населения саами и обеспечение ему прямых выгод от разработки месторождений.

Фокус анализа – на оценке принципов и практики корпоративной социальной ответственности (КСО) нефтяных и газовых компаний, действующих к этом регионе, на подходах региональных и местных властей, населения, в том числе коренного, и заинтересованных организаций к вопросам ответственности бизнеса. Что делают компании для экономической, социальной и культурной поддержки местного населения? Каковы ожидания местного населения по отношению к компаниям, действующим в регионе, и как взаимодействуют между собой отдельные организации гражданского общества по этому вопросу?Наиболее активную деятельность по разработке прибрежных морских месторождений в этом регионе осуществляют НарьянмарНефтегаз (100% принадлежит Лукойлу), Северное Сияние (50% принадлежит Роснефти), Роснефть и Лукойл.Ненецкий Автономный Округ лидирует среди российских регионов по показателям валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. Он занимает второе место после Москвы по уровню средней заработной платы.В НАО действует региональное законодательство, которое определяет взаимоотношения между компаниями, работающими в регионе, и местным населением. Здесь накоплен интересный опыт по заключению договоров между бизнесом и населением.

Анализируются подходы и ожидания российских и зарубежных компаний относительно применения принципов корпоративной социальной ответственности (КСО). Основное внимание уделяется соответствующим стратегиям, в том числе на местном и национальном уровне.

Интересная особенность данного исследования заключается в том, что Харьягинское нефтяное месторождение расположено в Ненецком Автономном Округе, а основная база по его разработке находится в Коми. Это дает возможность оценить насколько используемая практика КСО предусматривает баланс между интересами держателя лицензий и ресурсодобывающих регионов.

Внимание!

Харьягинское нефтяное месторождение (Харьяга) расположено в НАО, а его разработка базируется в Коми.  Операторами месторождения являются Total (40%), Statoil (30%), Зарубежнефть (20%) и Ненецкая нефтяная компания (10%), действующие на основе СРП.

В качестве примера позиции нефтедобывающих компаний относительно применения принципов ответственного ведение бизнеса является их утверждение, согласно которому они указывают, что программа КСО применяется при разработке данного нефтяного месторождения. Так, на сайте Total отмечается, то «культура партнерства» содействует  местному населению в дальнейшем развитии образования, спорта, здравоохранения и культуры.  Согласно Statoil, взаимодействие с местными жителями осуществляется в ходе реализации проекта по строительству средней школы в столице НАО – городе Нарьянмаре, который на 44% осуществляется за счет этой компании, являющейся вторым по счету основным  инвестором в этот проект.

Мурманская область, Россия

Анализ основан на максимально интернационализированной практике в западной части Российской Арктики. Его фокус – на оценке того в какой степени и каким образом российский и зарубежный опыт корпоративной социальной ответственности (КСО) интегрируются в российский контекст.

Реализация Штокманского проекта заморожена. Первоначально планировалось, что деятельность Shtokman Development AG (SDAG) по добыче газа начнется в 2016 г., а строительство завода СПГ в 2017 г.

Когда Штокманский проект находился в активной фазе, SDAG запустила широкую программу социальной ответственности и вовлечения местного населения.

Она была сосредоточена на усилении местного участия в реализации проекта, что предусматривалось самим контрактом, на улучшении экологической ситуации, совершенствовании системы привлечения местных кадров и взаимодействии с коренным населением и экологическими организациями. Совместно с властями Мурманской и Архангельской областей были созданы рабочие группы по координации этой деятельности. В 2009 г. SDAG подписало соглашение с Всемирным фондом дикой природы (WWF) об обмене информацией о реализации первой фазы Штокманского проекта.

Даже до того как Statoil стала участником Штокманского проекта, эта компания реализовывала программы КСО в этих двух российских регионах.

Она участвовала в создании местных организаций-поставщиков для освоения энергетических ресурсов по аналогии с той же самой моделью, которая применяется PetroArctic в Хаммерфесте.

Statoil также финансировала программы обучения и подготовки кадров для нефтедобывающей промышленности в Мурманске и Архангельске, осуществляла поддержку исследовательских организаций в области охраны окружающей среды и борьбы с разливами нефти. В отличие от нее другие компании-партнеры SDAG, а именно Газпром и Total, самостоятельно осуществляли лишь лимитированные программы КСО в этих районах.

Если бы Штокманский проект продолжался, он бы представлял максимально интернационализированную программу для западной части Российской Арктики. Он бы был основой для оценки того в какой степени и как российский и зарубежный опыт КСО могут быть интегрированы в российский контекст.

Важно!

  Наряду со сравнительным анализом между Россией и Норвегией по развитию и деятельности ассоциаций поставщиков услуг этот кейс, если бы Штокман не был отложен на неопределенный срок, давал возможность оценить предполагаемое широкое применение принципов КСО при разработке ресурсов нефти.

Источник: http://csroil.org/about-russian/

О социальной ответственности сырьевых компаний на севере в контексте меняющихся экономических условий россии

О социальной ответственности сырьевых компаний на севере в контексте меняющихся экономических условий россии

О социальной ответственности сырьевых компаний на Севере

в контексте меняющихся экономических условий России

В.А. Крюков (ГУ-ВШЭ, valkryukov@mail.ru ),

А.Е. Севастьянова (Институт экономики и ОПП СО РАН, aseva@ieie.nsc.ru),

В.В. Шмат (Институт экономики и ОПП СО РАН, econom2@sibnet.ru)

На территории северных российских регионов сосредоточены стратегические запасы полезных ископаемых, которые являются определяющими для развития экономики страны, поэтому в социально-экономических системах таких регионов сырьевой сектор является важнейшим звеном. При этом основу решения социально-экономических проблем северных регионов, как правило, составляет использование уникального минерально-сырьевого потенциала, которым располагают недра территории.

Исторически, а также под влиянием сложившихся институциональных условий, роль сырьевых компаний на Севере велика.

Их подразделения являются градообразующими предприятиями, обеспечивая значительную долю доходов региональных бюджетов и населения, финансируют реализацию социальных и экологических программ.

Тем более, что другие источники решения социальных проблем северных территорий, как правило, незначительны.

В частности, в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах активную роль играет не столько государство, сколько отдельные компании – такие как ОАО «ЛУКОЙЛ» в случае Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, ОАО «Газпром» – в случае месторождений полуострова Ямал и шельфа Баренцева и Карского морей. Российские компании выступают в роли, изначально предназначенной для государства – формируют контуры и содержание региональных программ по освоению и разработке месторождений углеводородного сырья на соответствующих территориях.

При этом нужно отдавать себе отчет, что в качестве главных стимулов выступают не столько филантропия и благотворительные порывы, сколько необходимость и стремление к получению выгоды.

Так, например, при выходе на новые месторождения в неосвоенных северных регионах компания вынуждена строить дороги, социальные объекты и т.п.

, поскольку без этого невозможно начать производственную деятельность, привлечь работников.

Одна из причин реализации внешних программ — сильная зависимость деятельности российских компаний от неопределенных в юридическом плане взаимоотношений с органами государственного управления (как на федеральном, так и на региональном уровне). Но надо заметить, что появляются условия для цивилизованного партнерства бизнеса и власти. Так, заключаемые соглашения уже имеют некоторую нормативно-правовую базу. В целом же формы корпоративной социальной ответственности (КСО) в условиях Севера имеют свои особенности, изменяются на различных этапах развития экономики. При этом не выработаны устойчивые механизмы и формы решения корпорациями социально-экологических проблем на Севере.

Надо признать, что и в мировой практике появилась проблема ослабления позиций государства на фоне усиления позиций бизнеса.

Причем, проявление корпоративной социальной ответственности наблюдается в достаточно разнообразных формах: предоставление достойного вознаграждения и создание нормальных условий труда для работников, создание рабочих мест, уплата налогов, участие в реализации социальных и экологических программ и т.п. Помимо этого, работодатель берет на себя ответственность за то, чтобы его управленческие решения, по возможности, не ухудшали социально-экономического положения людей (в первую очередь, работников предприятия и населения территории присутствия бизнеса), создаются механизмы компенсации отрицательных последствий деятельности компании. Речь идет о социально ответственном подходе к реструктуризации и делокализации производства, о необходимости природоохранной деятельности, о страховании рисков, создании совместных гарантийных фондов и о многом другом, что укрепляет имидж и деловую репутацию.

В современных условиях и российские компании вынуждены считаться с тем, что для инвесторов важны не только показатели текущей прибыльности, но и наличие или отсутствие рисков социальных внутренних и внешних конфликтов, а также угроза экологических санкций. Эти же характеристики становятся значимыми при формировании и реализации кадровой политики, при конструктивном взаимодействии с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями. Другими словами, система управления и минимизации рисков успешной компании должна в обязательном порядке включать деятельность по КСО. Как представляется, за последние годы стало еще более справедливым утверждение, что работа по КСО «стала капиталообразующей точно так же, как «прозрачность», финансовая отчетность по международным стандартам, защита прав миноритариев, делегирование полномочий» [Костин, 2005].

«Социальная хартия российского бизнеса», инициатором которой выступил Российский Союз промышленников и предпринимателей, придерживается сформулированных в международных документах принципов, где корпоративная социальная ответственность трактуется как ответственность за устойчивость развития самого бизнеса и тех социальных и экологических систем, в которые он включен [Рост, 2007].

Нет сомнения, что тема корпоративной социальной ответственности компаний, работающих на территории северных регионов, обостряется в нынешних условиях. В общем случае возможными сценариями развития КСО во время кризиса являются:

  • бизнесу удастся совместить политику выживания и развитие КСО;
  • государство будет более ощутимо поддерживать политику бизнеса по КСО;
  • удастся наладить полноценный диалог государства, бизнеса и работников;
  • будет наблюдаться сворачивание бизнесом программ КСО с целью выживания.

Что касается нефтегазового бизнеса на Севере, то нет оснований утверждать, что нефтяные компании сильно пострадали от снижения цен на нефть, и нельзя однозначно объяснить условиями кризиса необходимость снижения социальных инвестиций сырьевых корпораций, поскольку в период высоких цен на углеводороды в России действовала такая система налогообложения в нефтегазовом секторе, что основные доходы уходили в бюджетную систему, и рост цен не приводил к росту рентабельности компаний. Скорее сейчас большее влияние оказывает вызванная кризисом неопределенность, которая диктует политику выжидания и отказа от активных действий. С другой стороны, очевидно, что в условиях кризиса не избежать снижения инвестиций в разработку месторождений в трудных северных условиях, и тем более, трудно рассчитывать на создание новых рабочих мест (см. таблицу).

И, хотя богатый российский опыт показывает, что бизнес решает многие задачи социального характера на Севере, в вопросе соотношения социальной ответственности государства и сырьевых корпораций мы исходим из того, что:

  • государство и бизнес должны действовать совместно, причем государство в лице органов государственного управления (федерального и регионального уровней) должно быть ключевым игроком в области социальных гарантий (применительно к КСО это предполагает, в первую очередь, наличие четко сформулированной позиции государства);
  • не должно быть прямого исполнения компаниями обязательств государства перед обществом, но должна существовать ответственность работодателей перед работниками, стремление к достижению равновесия между экономическими интересами корпораций и социальными потребностями общества;
  • в России КСО находится в стадии развития, которое происходит в условиях господствующих позиций государства, недостаточного развития институтов гражданского общества и монопольного поведения бизнеса, особенно в пределах отдельных территорий;
  • чтобы обеспечить эффективное (в интересах всех жителей региона) использование природных ресурсов (что является непременным условием роста экономики и социального развития северных территорий), необходимы социально ориентированные системы управления природными ресурсами на региональном уровне, постоянная и целенаправленная работа по ее формированию и поддержанию. Только в таком случае возможно достижение комплексного социально-экономического эффекта от использования имеющихся ресурсов и от деятельности недропользователей на территории региона.

Органы государственной власти на региональном уровне должны располагать возможностями оказывать воздействие на уровень экономической активности, создавая благоприятные условия для ведения бизнеса, роста инвестиций и инновационной деятельности предприятий. Большую роль здесь играют обоснованная стратегическая политика, которая не может быть разработана без использования методов прогнозирования. Многолетний опыт, в частности, стран ЕС показывает, что для территориального прогнозирования используется широкий арсенал методов и моделей (составление простого плана действий, установление контрольных точек, математическое и статистическое моделирование, мозговая атака и др.) [A Practical, 2001]. При этом на практике демонстрируется соединение методологии системного подхода с различными методическими приемами информатики, экономики, менеджмента, социологии и других дисциплин.

На наш взгляд, особое внимание при обосновании эффективных стратегических решений по управлению развитием региона должно быть уделено ситуационному подходу как концепции управления, ориентированной на поиск решения внутри анализируемой системы, соответствующего ситуации во внешней среде. Эффективность применения ситуационного анализа доказана многолетним опытом американских и европейских учебных и научных школ. В России также имеются наработки по использованию данного подхода в бизнес-образовании, при разработке стратегических корпоративных планов и планов маркетинга, а также в деятельности различного уровня органов государственного управления.

На протяжении 10 лет нами создавался и развивался сочетающий в себе различные методы инструментарий, предназначенный для обоснования управленческих решений на уровне нефтегазодобывающего региона-субъекта Федерации.

Показано, что социально-экономическая система нефтегазодобывающего региона, несмотря на моноотраслевую структуру хозяйства, является достаточно сложным объектом для анализа и управления, а следовательно, и для моделирования.

Наличие большого количества участников (каждого со своими интересами), влияние множества факторов (внутренних и внешних) на развитие, их взаимозависимость требуют особых подходов к обоснованию стратегических решений, определяющих направления и перспективы развития такой системы.

Совет!

Эволюционный характер развития (нарастание степени сложности системы, возникновение новых структурных элементов) в период реформирования государственного и экономического устройства усложняют задачу.

Разработанная методика социально-экономической оценки стратегических решений используется при анализе ключевых проблем долгосрочного развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ядром методики является информационно-аналитическая модель развития региона (Oil&Socio), которая предназначена для построения прогнозных оценок на долгосрочную перспективу основных социально-экономических и финансовых показателей развития региона в зависимости от функционирования нефтегазового сектора [Шмат, 2006]. Предлагаемый инструментарий позволяет оперативно выполнять многовариантные расчеты с использованием больших информационных массивов, и, следовательно, принимать более обоснованные стратегические решения на региональном уровне. Метод ситуационного анализа актуальных ключевых проблем (с использованием результатов расчетов по модели развития региона) позволяет организовать активное заинтересованное участие бизнеса в решении социально-экономических и экологических проблем территории присутствия. Развернутый аргументированный диалог важнейших игроков на территории способствует выработке понятных и прозрачных условий сосуществования. Большое внимание при этом уделяется оценке эффективности затрат (в том числе на реализацию социальных программ корпорациями), определению основных потоков доходов от деятельности бизнеса на территории региона. Модель учитывает то, что социально-экономический эффект складывается как от прямых доходов от деятельности корпорации на территории (в виде бонусов, финансирования конкретных социальных программ на территории реализации проекта и т. п.), так и косвенных, инициируемых прямыми доходами компаний, работников и государства расходы через систему внутри- и межотраслевых связей (см. таблицу).

Для социальных инвестиций (как и для других капитальных вложений) важно уже на стартовом этапе предусмотреть улавливание потока доходов, отрицательных и положительных эффектов (в том числе социальных) от реализации проектов на конкретной территории. И здесь особая роль должна быть у территориальных органов управления. Именно они заинтересованы в рассмотрении и оценке возможных последствий альтернативных политик. Важно оценивать последствия принимаемых важных стратегических решений, причем, с учетом вариантности развития внешних условий. Такие оценки необходимы при выборе рычагов воздействия на компании, при поиске путей повышения заинтересованности компаний в социально ответственной деятельности на территории региона.

^

Виды доходов Механизмы Современное состояние
Налоговые отчисления в бюджетную систему региона размещения компании Налоговое законодательство Существенно сократились в последние годы за счет перераспределения налоговых поступлений в пользу федерального центра и миграции налоговых баз сырьевых корпораций за пределы добывающих территорий
Обеспечение занятости (включая создание новых рабочих мест) и оплата труда занятого на предприятиях корпорации населения Трудовое законодательство. Стратегические соглашения о социально-экономическом партнерстве с территориями присутствия (включая поддержку коренных народов Севера). До 2008 г. реальная заработная плата росла опережающими темпами (по сравнению с ростом производительности труда и с другими сферами занятости). Снижение инвестиций в разработку северных месторождений, замедление процесса создания новых рабочих мест.
Реализация социальных и экологических программ

  • для работников
  • для территории
Лицензионные соглашения на право пользования недрами. Трудовое и экологическое законодательство. Стратегические соглашения о социально-экономическом партнерстве с территориями присутствия (включая поддержку коренных народов Севера). Наметилась тенденция сворачивания бизнесом программ КСО
Доходы от собственности предприятия

  • на акции региональных властей
Региональным властям и работникам предприятий в период приватизации были переданы пакеты акций. В 1992-93 гг. были созданы нефтяные компании с участием органов власти в капитале («Эвихон» и «Югранефть» в ХМАО, «Ямалнефтегаз» в ЯНАО), Ненецкая нефтяная компания в НАО, «Коминефть» в Коми и т.д.). В результате реструктуризации и эволюции организационных форм доля региональной собственности стала незначительной или равной нулю.Доля населения в доходах от собственности незначительна.

Модель является инструментом ситуационного прогнозирования по принципу: «что будет, если…».

Горизонт прогнозирования в последней версии модели составляет 25 лет, что позволяет оценивать долгосрочные тенденции и, в частности, тенденции, обусловленные возможными циклическими колебаниями с различной продолжительностью фаз цикла и их амплитудой.

С учетом специфики нефтегазодобывающего региона комплекс управленческих решений, которые приходится принимать региональным властям, зачастую прямо или косвенно связан с состоянием, проблемами и возможностями нефтегазодобывающих предприятий и углеводородного потенциала территории. В связи с этим в модели в качестве главной выступает подсистема нефтегазового сектора, включающего отрасли по геологоразведке и добыче углеводородного сырья. Нефтегазовый сектор в модели представляется в сегментарном виде с выделением крупных вертикально интегрированных компаний и независимых компаний – с учетом экономических особенностей функционирования и развития каждого из сегментов и специфики сырьевой базы. В подсистеме прочих отраслей экономики в явном виде отражены процессы функционирования нефтехимического комплекса, электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности и др. включая целостные многоотраслевые проекты (Полярный Урал), транспортной системы, сферы услуг и проч. В общей сложности в модели насчитывается 15 отраслевых подсистем, включая отрасли непроизводственной сферы.

^ модели включает финансы нефтегазового сектора, финансы прочих отраслей экономики, налоговую систему, бюджетную система региона (с элементами бюджетного планирования), финансы внебюджетных фондов, денежные доходы и расходы населения.

^ модели включает элементы, отображающие динамику важнейших социально-демографических процессов, формирование и использование доходов населения, развитие основных элементов социальной сферы, механизмы управления социальными процессами (в рамках политики бюджетных расходов, налогового стимулирования и проч.).

^ включает инструменты бюджетной и налоговой политики с учетом компетенции региональных органов власти и тех решений, которые могут быть приняты на федеральном уровне.

Цель состоит в том, чтобы по возможности получить прямые оценки эффективности и целесообразности принятия тех или иных управленческих решений.

При этом учитывается фактор неопределенности – в вариантном виде отображается возможная степень реакции управляемой системы на предпринимаемые управляющие воздействия.

Последняя версия модели фактически охватывает весь социально-экономический комплекс территории с учетом его внутренних и внешних взаимосвязей.

Система показателей строится в максимальном приближении к системе показателей прогнозов по формам Минэкономики РФ с учетом специфики задач долгосрочного прогнозирования.

Использование модели при выполнении ситуационного анализа проблем и перспектив развития позволяет организовать равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам, способствует достижению более глубокого понимания интересов, проблем и возможностей власти и бизнеса, выявлению и учету интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, повышению ответственности за результаты и последствия принятых и реализованных решений.

В целом, актуальность ситуационного анализа при обосновании стратегических решений по развитию региона обуславливается необходимостью участия многих сторон в процессе принятия государственных решений такого рода, сложностью рассматриваемых проблем долгосрочного социально-экономического развития территории, высокой степенью неопределенности предстоящего развития. Ситуационный анализ является одним из практических механизмов взаимодействия власти, бизнеса и населения. В частности, при разработке стратегии развития региона он позволяет:

  • улучшать понимание проблем стратегического развития региона;
  • оказывать влияние на дискуссии по выбору главных целей и основных направлений долгосрочного развития, а также механизмов достижения поставленных целей;
  • обучать участников процесса разработки и реализации стратегического плана;
  • обеспечивать необходимые свойства стратегическому плану (прозрачность,

соответствие провозглашаемых целей и практических результатов, доступность для понимания их содержания и структуры, аргументированность в выборе приоритетов и т.д.).

^

Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ // Менеджмент в России и за рубежом N3 / 2005 – http://www.mevriz.ru/articles/2005/3/3735.html

Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. Рост и ответственность в мировой экономике (Декларация принята главами государств «Большой восьмерки» 7 июня 2007 года, Хайлигендамм) –http://www.kreml.org/other/151884370. Шмат В.В., Севастьянова А.Е. Новая стратегия нефтегазовых территорий: экономика, информация, социум. – Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2006. A Practical Guide to Regional Foresight / Edited by James P. Gavigan, Fabiana Scapolo, etc. – FOREN Network (Foresight for Regional Development) European Commission Research Directorate General STRATA Programme, 2001.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/60/index-668352.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.