география машиностроения россии в современных условиях(2018г)

Содержание

География транспортного машиностроения России. Современные проблемы развития в условиях перехода к рынку

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам – скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Машиностроительный комплекс включают машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализиро­ванные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью.

Металлообработка включает пр-во металлических конструкций и изделии, а также ремонт машин и оборудования. Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой инду­стрии страны, в зна­чительной степени оказывает влияние на НТП, на рост производительности труда.

На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышлен­ности страны.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подот­раслей и пр-в.

К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энерге­тическое и транспортное машиностроение; электротехническая пром-ть; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная пром-ть; трак­торное и с/х-ное машиностроение; машинострое­ние для легкой и пищевой пром-ти. В течение длительного периода темпы развития машино­строения опережали развитие пром-ти в целом. Высо­кие темпы были характерны для отраслей, определяющих НТП, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной пром-ти, пр-ва средств вычислительной техники, авиа­космического пр-ва.

Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х в стране, существенно отразилась на отрасли. Снизилась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отметился высокий уровень концентрации и монополизации пр-ва.

Лишь около 1/4 новых техноло­гий соответствовало мировому уровню. Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике.

Внимание!

Поменялись налаженные связи по поставкам комплек­тующей и конечной продукции машиностроения.

Транспортное машиностроение, группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение.

Предприятия автомобильной пром-ти построены во многих регионах России.

Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6т) выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности – Ульяновский завод (УАЗ).

Новый центр по пр-ву большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.Набережн Челны).

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса – в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили – в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили – в Серпухове, Набережных Челнах. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно). Автомобильная пром-ть включает также пр-во моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Центры авиационной пром-ти сформировались в районах располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами.

Предприятия этой отрасли размещены в центральных районах Европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Различные модификации самолетов типа «Ил» производят в Москве, Воронеже, Казани.

Самолеты типа «Ту» производят в Ульяновске, Москве, Самаре. Центрами авиастроения являются также Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

Значительное развитие получила ракетно-космическая пром-ть. Основные предприятия отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам.

Важно!

Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), специализирующиеся на пр-ве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения – Архангельск, на Баренцевом г Мурманск. В этих центрах производятся также лесовозы.  

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река -море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы..

Машиностроение делится на:

1.         Материалоемкое (тяжмаш). Например, горношахтное, металлургическое, пр-во экскаваторов (сырье – металлургические базы, транспортный фактор, трудовой фактор).

2.         Точное машиностроение. НТР – отрасли: электротехнические, приборостроение, оптимеханическое, радиотехническое. Получили развитие в середине 20 века (транспортный фактор, фактор квалифицированный рабочих кадров, фактор научно-технического прогресса).

3.         Среднее машиностроение, где употребляется металл в меньшей степени (трудовые ресурсы, потребитель (отрасли), транспортный).

Источник: http://geoinfoed.ru/geo1/57-geografiya-transportnogo-mashinostroeniya-rossii-sovremennye.html

Машиностроительный комплекс России: характеристика и особенности :

Машиностроительный комплекс – это объединение нескольких отраслей машиностроения, взаимосвязанных между собой различными факторами.

Этот комплекс обеспечивает машинами самого разного рода и порядка как другие отрасли производства конкретной страны и зарубежья, так и жителей этой страны.

Соответственно, этот комплекс является очень важным для каждой страны – чем лучше он функционирует, тем меньшей является зависимость экономики от импорта.

Совет!

Каждый машиностроительный комплекс обладает самыми разнообразными характеристиками, отличительными чертами, в его состав могут входить разнообразные отрасли, в различных процентных соотношениях распределяясь по разным регионам.

Соответственно, вам необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как функционирует этот комплекс на территории Российской Федерации. На самом деле у этого комплекса имеются свои интересные характеристики и особенности, которые и будут описаны в данной статье.

Мировое машиностроение

Однако, несмотря на то что данная статья в целом будет посвящена именно Российской Федерации, необходимо сначала рассмотреть машиностроительный комплекс в мировом масштабе.

В конце концов, российский комплекс является составляющей частью мирового, причем, как вы сможете вскоре убедиться, очень внушительной и важной частью.

Первое, на что стоит обратить внимание, – это то, что машиностроительная отрасль является лидером среди всех остальных отраслей по общей стоимости выпускаемой продукции.

Если речь идет о высокоразвитых странах, то там в сфере машиностроения может быть занято около двадцати пяти процентов людей, работающих в какой-либо промышленности. При этом доля продукции может составлять до сорока процентов.

Естественно, в каждой стране свои показатели, и здесь речь идет о самых высокоразвитых в экономическом плане странах. Однако любое государство стремится в первую очередь развивать именно машиностроение, потому что этот комплекс может очень сильно повлиять на экспорт.

В качестве примера можно взять Японию, где невероятно хорошо развит машиностроительный комплекс. И доля общей стоимости экспорта всей продукции, приходящаяся именно на продукцию машиностроительной отрасли, там составляет около шестидесяти процентов.

Собственно говоря, ориентирами в этой области могут служить Япония, США и Германия – именно эти три страны являются лидерами по общей стоимости продукции, а также они являются лидерами по процентному соотношению машиностроительных товаров к общему объему производства. Вы уже знаете, что в Японии на машиностроение приходится 60 процентов производства, в то время как в США и Германии этот процент приблизительно равняется сорока.

Введение в российское машиностроение

Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование.

Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше.

Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб – причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ.

Внимание!

Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек.

Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение.

Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.

Состав комплекса

Далее необходимо более детально разобрать состав комплекса в России. На самом деле сделать это довольно трудно, он очень крупномасштабен. Отрасли машиностроительного комплекса поодиночке перечислять нет смысла – этого не делают даже в учебных материалах.

Чаще всего их объединяют в характерные группы, имеющие какие-либо общие черты и особенности. Конкретные названия отраслей обычно включаются лишь в специализированной литературе.

Итак, на какие же группы разделяют отрасли машиностроительного комплекса России? В первую очередь, это тяжелое и энергетическое производство.

Сюда можно отнести такие отрасли, как производство энергетического оборудования, производство горного оборудования, производство подъемно-транспортного оборудования, вагоностроение, турбиностроение, атомное производство и многие другие.

Естественно, это не единственная группа, на которую стоит обратить внимание. Второй группой является станкостроение.

Здесь самой выдающейся отраслью, на которую стоит ориентироваться, является производство станков – каждая отрасль будет описывать, какие именно станки в ее рамках производятся. Третья группа – это транспортное производство.

Сюда относятся, например, автомобилестроение и судостроение, а также авиационная отрасль и даже ракетно-космическая. Следующая группа – сельскохозяйственное производство.

Здесь имеется также немало разнообразных отдельных отраслей, таких как сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Также в отдельную группу выделяют машиностроение для легкой и пищевой промышленности – со своими подразделениями и отраслями. Ну и, конечно же, очень часто выделяется еще и группа точного машиностроения. Сюда относятся отрасли приборостроения, производство электротехники и так далее. Естественно, в различных источниках можно найти различное разделение отраслей на группы, но эти шесть групп встречаются повсеместно и считаются основными. Что ж, теперь вы знаете достаточно про отрасли машиностроительного комплекса России – пришло время перейти к рассмотрению его значения.

Значение комплекса

Каково же значение машиностроительного комплекса для Российской Федерации и ее экономики? На самом деле машиностроение играет очень важную роль в жизни России, о чем можно судить по статистической информации, предоставленной ранее, однако стоит более точно определить, какое значение имеет данный комплекс для экономики страны. Во-первых, машиностроительный комплекс обеспечивает техникой и оборудованием все другие комплексы, действующие на территории страны, благодаря чему они имеют более высокую эффективность, а также не приходится тратить лишние деньги на импорт заграничного оборудования. Соответственно, от уровня развития машиностроительного комплекса зависит и уровень развития всех других отраслей в стране, поэтому прилагается максимум усилий для того, чтобы этот комплекс в России не терял уровень, а только постоянно его набирал. Стоит также обратить особое внимание на то, что именно в машиностроительном комплексе осуществляется внедрение большей части новейших научно-технических достижений. Также не стоит забывать о гонке вооружений – в условиях современного мира безопасность страны (особенно такой страны, как Россия) выходит на первый план, а машиностроительный комплекс напрямую обеспечивает обороноспособность. Отдельно стоит упомянуть, что машиностроение, несмотря на то что оно составляет лишь двадцать процентов общего объема производства в стране, является самым крупным комплексом. Таким образом, его значение для России является очень высоким. Теперь вы знаете состав машиностроительного комплекса РФ и его значение для страны и ее экономики. Но это еще не вся информация, которую вы можете получить.

Технологический процесс

Если вы рассматриваете машиностроение, то вам обязательно необходимо обратить внимание и на технологический процесс производства, так как он является очень важным элементом общей картины.

В случае с машиностроительным комплексом технологический процесс чаще всего подразделяется на три этапа – заготовку, механическую обработку и сборку.

В некоторых случаях количество этапов может сокращаться – причиной этому является то, что зачастую конкретная машина или конкретный тип оборудования не производится полностью на одном заводе.

Важно!

Соответственно, один завод осуществляет подготовку одних деталей, другой – других, а третий осуществляет сборку готовой продукции.

Это одна из отличительных черт машиностроительного комплекса России, так как тут очень сильно развиты движения специализации и кооперирования. В рамках специализации происходит распределение ответственности между различными заводами, а в рамках кооперирования – дальнейшее сотрудничество между этими заводами для достижения совместной цели. Это ключевые факторы машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Технологические особенности: специализация

Специализация и кооперирование – это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов.

Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, – это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей.

Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый – это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее.

Второй – это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий – это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса.

Ну и четвертый вид – это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех.

Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

Технологические особенности: кооперирование

Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором – соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

География комплекса

География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры.

Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны.

Совет!

Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ – там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям.

Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.

Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе – судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе – авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе – авиастроение и судостроение.

Проблемы комплекса

Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых.

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним.

Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт.

А самое главное – развал Советского Союза нарушил кооперирование – различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала.

На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось – были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

Машиностроительный комплекс в школе

Однако данная статья – это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы – вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования.

Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) – раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт.

Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно.

Внимание!

К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс.

Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности.

Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России – а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.

Источник: https://www.syl.ru/article/286049/new_mashinostroitelnyiy-kompleks-rossii-harakteristika-i-osobennosti

Машиностроительный комплекс России. Справочные сведения

Машиностроение и металлообработка включают такие крупные подотрасли, как энергетическое, электротехническое, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительную и инструментальную промышленность и др.

Отрасль определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает функционирование ведущих отраслей экономики – топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, агропромышленного комплекса, оборонных отраслей, строительства, а также наполнение потребительского рынка.

Машиностроение – основа технического оснащения всех отраслей промышленности и показатель развития экономики страны.

От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и др.

), производительность труда, технический прогресс, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства, материальное благосостояние народа.

В СССР машиностроение занимало 1-е место в промышленности по объёму выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях.

С 1991 г. начался период общего спада производства, в т. ч. и в машиностроении.

Медленное формирование новой законодательной базы, переход к свободным рыночным ценам, отказ от действующей в СССР системы заказов, разрыв кооперационных связей между бывшими республиками СССР и социалистическими странами, входившими ранее в Совет экономической взаимопомощи, сдерживали развитие машиностроения. Но уже в 1995–2000 гг. выпуск продукции отрасли увеличился в сопоставимых ценах на 14,7%.

Позитивные изменения, проявившиеся после кризиса 1998 г, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и внутренняя социально-экономическая стабильность обусловили положительную динамику развития отрасли.

Постепенный подъём производства в отрасли связан, в первую очередь, с увеличением спроса на отечественную продукцию.
Произошли изменения и в структуре производства.

Уменьшилась доля автомобильной промышленности, что связано со снижением темпов роста (103,3%) по отношению к среднеотраслевым (120%), возросла доля тяжёлого, энергетического, транспортного, химического, нефтяного машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения.

Важно!

Прекратился спад производства в станкостроительной и инструментальной промышленности в основном за счёт увеличения поставок оборудования на экспорт, расширение номенклатуры и освоения новых видов высокопроизводительного конкурентноспособного оборудования и инструментов, пользующихся спросом.

Основными факторами, обусловившими рост производства в отрасли, явились:

  • существенный рост инвестиционного спроса;
  • продолжение процессов импортозамещения;
  • проведение работ по оптимизации мощностей;
  • реструктуризация активов предприятий;
  • начало модернизации и перевооружения производственного аппарата в промышленности и самом машиностроении;
  • освоение новых видов техники;
  • возросшие объёмы поставок на экспорт многих видов машиностроительной продукции;
  • возрастание конкурентных преимуществ отечественной продукции, в основном по параметрам цена — качество.

Предприятия электротехнической промышленности производят энергетическое оборудование, электромоторы, разнообразные кабели и провода, электротермическое оборудование и др.

– всего свыше 35 тыс. видов продукции.

Этим оборудованием комплектуется большая часть выпускаемых в стране машин и механизмов, промышленных предприятий разных отраслей экономики.

Производство энергетического оборудования — одна из наиболее активно действующих подотраслей машиностроения.

Предприятия оснащены уникальным оборудованием и могут производить практически любые современные виды генерирующего оборудования для электростанций разного типа.

Они имеют экспортные заказы и производят оборудование для потребителей внутри страны.

Для транспортного машиностроения характерен большой тираж производства готовой продукции, ориентация на потребительский рынок, а также влияние на обороноспособность страны, уровень развития сельского хозяйства и т. п.

В 1990-е гг.

география российского автомобилестроения заметно трансформировалась : появились заводы по выпуску легковых автомашин в Ростовской, Ленинградской и Калининградской областях, изменилась структура производства автомашин в других регионах. В то же время, по-прежнему, ключевым для отрасли регионом, где выпускается почти 3/4 легковых автомобилей, остается Самарская область.

Размещение самых первых крупных предприятий российской автомобильной промышленности было приурочено к развитым машиностроительным центрам. В 1924 г. заработал завод в Москве (АМО ЗИЛ), а в 1929 — 1932 гг. было построено предприятие в Нижнем Новгороде (ГАЗ).

До сих пор на ГАЗ приходится больше половины выпуска грузовых автомашин в России. На том же заводе производятся «Волги», вследствие чего Нижегородская область стабильно находится на втором месте по выпуску легковых автомашин.

Заметный сдвиг в географии российской автомобильной промышленности произошел в годы Великой Отечественной войны, когда оборудование с московского завода было эвакуировано на Урал и Поволжье, где теперь действуют УралАЗ (город Миасс, Челябинская область) и УАЗ (город Ульяновск). После войны появились и новые заводы легковых автомобилей — в столице создан Московский завод малолитражных автомобилей (позднее АЗЛК, выпускавший до своего банкротства автомобили «Москвич»), затем «Ижмаш» в Ижевске, СеАЗ в Серпухове (автомобили особо малого класса «Ока») и др.

Больше 2/3 выпуска автобусов приходится на Нижегородскую область, где наряду с малогабаритными автобусами предприятия, расположенного в Павлово, выпускаются микроавтобусы «ГАЗель» на Горьковском автозаводе.

Совет!

На Нижегородскую область приходится и значительная доля производства грузовиков (около 60%). Около 15% производства грузовиков приходится на Республику Татарстан («КАМАЗ»).

Морское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибрежной зоне. Основные мощности отрасли сосредоточены на Балтике.

Важнейший центр морского судостроения – город Санкт-Петербург, где находятся несколько судостроительных заводов и предприятия по производству судовых двигателей, навигационного и другого оборудования. Санкт-Петербург — также важнейший центр по подготовке кадров моряков.

Заводы морского судостроения есть в Выборге и Калининграде. В Азово – Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске.

Во внутренних районах Европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, в бассейне Каспийского моря — в Астрахани и Волгограде.

На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения — Комсомольск-на-Амуре, менее крупные — Николаевск-на-Амуре и Владивосток. Судоремонтные заводы имеются в Советской Гавани, Находке, Петропавловске-Камчатском, Большом Камне и других портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения — Северодвинск; судостроительные заводы работают в Североморске и Архангельске, судоремонтные — в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.

Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судоходных рек.

Важнейшие подотрасли сельскохозяйственного машиностроения — тракторостроение и комбайностроение.

Предприятия приборостроения и электроники, входящие в оборонно-промышленный комплекс, способны производить малыми сериями уникальную по качеству и возможностям элементную базу, на основе которой собирают системы управления ракетами, управляющие комплексы для вооруженных сил и др.

Внимание!

Инновационная деятельность предприятий машиностроения в последнее время была направлена на расширение ассортимента продукции, улучшение качества продукции и услуг, сохранение традиционных рынков сбыта.

Более высокая инновационная активность проявляется на крупных предприятиях (с численностью персонала от 1000 до 5000 чел.).
С 2000 г.

в машиностроении начался прирост численности работающих, которая возросла практически во всех отраслях машиностроения.

цель развития отрасли — трансформация в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на изменения конъюнктуры рынка, способных производить конкурентную технику и на этой основе обеспечивать процессы модернизации технической базы производства и роста его объёма опережающими, по сравнению с другими отраслями промышленности, темпами.

Источник: https://geographyofrussia.com/mashinostroitelnyj-kompleks-rossii-spravochnye-svedeniya/

География машиностроения России

Общее машиностроение Российской Федерации характеризуется направленностью на изготовление простых, но крупных в размерах заготовок.

Типичными представителями этой отраслевой группы является транспортное машиностроение (не включая автостроение), изготовление технологического оборудования для промышленных целей, сельскохозяйственное машиностроение (не включая тракторостроение).

Локомотивостроение исторически обосновалось в той части страны, где было положено начало железнодорожной сети страны (Санкт-Петербург, Центральный район).

Со временем, оно продвинулось к источникам сырья.

Сегодня, тепловозы производят — в Центральном районе (Брянск, Людиново, Коломна, Муром), электровозы — Северный Кавказ (Новочеркасск).

В этих областях развито, соответственно, и вагоностроение.

Новым центром производства грузовых вагонов (контейнеровозы) является Восточная Сибирь (Абакан).

Судостроение представлено строительством и ремонтом судов, а также, судовым машиностроением, которое, в свою очередь, подразделяется на речное и морское.

  • Как известно, судостроение «связано» с морским побережьям. Примечательно, что среди отраслей машиностроения, судостроение имеет наиболее продолжительный цикл производства.

По назначению суда принято разделять на транспортные, промышленно-добывающие (лесосплавные суда, нефтебуровые установки и т.д.

), промысловые (добыча и обработка рыбы, морского зверя, крабов) и спортивно-туристкие.

Самой широкой по составу является группа транспортных судов, которая включает в себя пассажирские и грузовые суда.

Наиболее важные центры судостроения располагаются на побережье Балтийского (Клайпеда, Санкт-Петербург, Выборг), Каспийского (Астрахань), Баренцева (Мурманск) и Японского (Владивосток) морей. Каждое из указанных выше, имеет определенную специализацию. Так, например, предприятия Санкт-Петербурга производят, преимущественно, транспортные суда, а также, ледоколы-атомоходы.

  • Центры речного судостроения располагаются на Поволжье (Волгоград), в Волго-Вятском (Нижний Новгород) районе, западной части Сибири (Тобольск, Тюмень), восточной части Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благовещенск).

Четкая ориентация на потребителя готовой продукции является характерной чертой расположения отраслей, которые обеспечивают промышленность высококачественным технологическим оборудованием. К примеру, производство оборудования и машин для полиграфической и легкой промышленности располагается главным образом в Центральных областях и на Северо-Западе.

Космическое машиностроение Химическое машиностроение

Источник: http://about-prom.ru/mashinostroenie/geografiya-mashinostroeniya-rossii.html

География транспортного машиностроения россии. современные проблемы развития в условиях перехода к рынку

Машиностроительный комплекс воображает сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку.

Машиностроение объединяет специальные отрасли, сходные по разработке и применяемому сырью.

Металлообработка включает промышленность железных конструкций и изделии, и ремонт оборудования и машин.

Машиностроение есть ведущей отраслью тяжелой индустрии страны.

Важно!

Создавая самая активную часть главных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной мере влияет на направления и темпы научного прогресса в разных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития публичного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 количества производимой продукции индустрии страны, практически 1/4 главных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент производимой продукции машиностроения отличается громадным многообразием, что обусловливает глубокую разделение его отраслей и воздействует на размещение производств, производящих разные виды продукции.

В структуре машиностроения насчитываются 19 больших комплексных отраслей, более 100 производств и специализированных подотраслей.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и применяемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая индустрия; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная индустрия; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой индустрии.

В течение долгого периода темпы развития машиностроения опережали развитие индустрии в целом.

Высокие темпы были свойственны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и прежде всего станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной индустрии, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Успехи машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом количеств его производства, но и выпуском и созданием прогрессивных видов продукции, внедрением более новейших технологий.

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями обороны и экономики страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В следствии были созданы предметно-специальные фирмы с твёрдыми технологическими связями, мобильностью производства и низкой гибкостью.

Кризисная обстановка, назревшая к началу 1990-х гг. в стране, значительно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Понижалась обновляемость изделий, износ главных фондов достиг 50%.

Совет!

Отмечались монополизации производства и высокий уровень концентрации, избыточная, неэффективная производственная активность. Только около 1/4 новых разработок соответствовало мировому уровню.

Распад СССР как единого страны и образование новых свободных республик содействовали усугублению распада в экономике.

Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, происхождение в широких масштабах бартерных сделок придали громадную интенсивность формированию экономического отдельных регионов и сепаратизма республик. Изменяются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения.

Большой уровень территориального разделения труда, и монополизм, свойственный машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в Российской Федерации многих производств, нужных для обычного функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны. Транспортное машиностроение, несколько отраслей машиностроения, производящих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная индустрия, Авиационная индустрия, Судостроение).  

Одной из основных отраслей среднего машиностроения есть автомобилестроение, где самый ярко выражена специализация и прослеживаются широкие связи по кооперации.

Предприятия автопрома выстроены во многих регионах России.

Грузовики средней грузоподъемности (3—6 т) производят столичный (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) фабрики, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ).

Новый центр по производству грузовиков создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Высококлассные автомобили создают в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные машины — в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные машины —• в Серпухове, Набережных Елабуге и Челнах. Создана широкая сеть автобусных фабрик (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно).

Внимание!

Автомобильная индустрия включает кроме этого производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Центры авиационной индустрии сформировались в районах высокой технической культуры, располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами. Предприятия данной отрасли размещены в центре европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Разные модификации самолетов типа «Ил» создают в Москве, Воронеже, Казани.

Самолеты типа «Ту» создают в Ульяновске, Москве, Самаре. Центрами авиастроения являются кроме этого Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

Большое развитие взяла ракетно-космическая индустрия. Главные фирмы отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Судостроение тяготеет к речным портам и морским побережьям.

Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и особого оборудования, исходя из этого в судостроении очень сильно развито кооперирование с другими фирмами, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов.

Главные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Петербург, Выборг), специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море основной центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом г Мурманск. В этих центрах производятся кроме этого лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на наибольших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре.

Одним из наибольших речных центров судостроения есть Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» производят суда разного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море», суда на подводных крыльях, морские ЖД паромы. Речные суда сходят со стапелей Сталинграда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Политика протекционизма ( помощь собственного производителя + гос. Контроль импорта)

Новые разработки + новое оборудование

Важно!

Научная база ( спецы) приобретение патентов на новые открытия ( опыт Японской скупки по окончании 2-й всемирный)

Вероятно привлечение зарубежных инвестиций и найм зарубежных инженеров

Отечественные автомобили будут конкурентоспособными и для людей

Проблемы гигантского транспортного комплекса

Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • География газовой промышленности россии. проблема развития отрасли в условиях перехода к рыночным отношениям.Газовая индустрия самая юная отрасль в ТЭК. Она же есть и самая эффективной. Главные месторождения располо- жены в Западной Сибири, где выделяются три…
  • Ярослав дмитренко: летальное и нелетальное машиностроениеЕженедельник 2000 N39 30 сентября — 6 октября 2016 г. За четверть века независимости Украины удельный вес машиностроения в структуре индустрии сократился…
  • Машиностроение — определение отрасли, ее значениеМашиностроение – самая крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научного прогресса во всем народном хозяйстве, потому, что снабжает все отрасли…
  • Развитие и современное состояние спутниковых навигационных систем и сервисов. интеграция технологий дзз и гнссБ.А. Дворкин Активное внедрение информационных спутниковых разработок как составной части бурно развивающейся информатизации общества кардинально меняет…
  • Отраслевая структура промышленностиОтраслевая структура индустрии: показатели выделения отраслей, соотношения групп «А» и «Б», добывающей и обрабатывающей, тяжелой и легкой промышленности….
  • Структура мирового промышленного производства и ее особенностиПромышленность — это база производства средств производства, создания новой техники, база механизации, повышения и интенсификации эффективности…

Источник: http://sovzondconference.ru/geografija-transportnogo-mashinostroenija-rossii/

География транспортного машиностроения России. Современные проблемы развития в условиях перехода к рынку

Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку.

Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью.

Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделии, а также ремонт машин и оборудования.

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны.

Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные виды продукции.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом.

Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.

Совет!

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х гг. в стране, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации.

Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность.

Лишь около 1/4 новых технологий соответствовало мировому уровню.

Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике.

Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов.

Меняются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения.

Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны. Транспортное машиностроение, группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная промышленность, Авиационная промышленность, Судостроение).  

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России.

Внимание!

Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.

Набережные Челны).

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили — в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили —• в Серпухове, Набережных Челнах и Елабуге. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Центры авиационной промышленности сформировались в районах высокой технической культуры, располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами.

Предприятия этой отрасли размещены в центральных районах европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Различные модификации самолетов типа «Ил» производят в Москве, Воронеже, Казани. Самолеты типа «Ту» производят в Ульяновске, Москве, Самаре.

Центрами авиастроения являются также Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

Значительное развитие получила ракетно-космическая промышленность. Основные предприятия отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам.

Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом г Мурманск. В этих центрах производятся также лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Политика протекционизма ( поддержка своего производителя + гос. Контроль импорта)

Новые технологии + новое оборудование

Научная база ( спецы) покупка патентов на новые открытия ( опыт Японской скупки после 2-й мировой)

Возможно привлечение иностранных инвестиций и найм иностранных инженеров

Наши машины должны стать конкурентоспособными и для людей


Источник: http://geograf-stud.ru/kursy-lektsij-po-geografii/36-geografija-lekcii/783-geografija-transportnogo-mashinostroenija-rossii.html

География машиностроения России в современных условиях

Карта каталога машиностроительных заводов и предприятийНа крупном масштабе отображаются лишь крупные машиностроительные заводы и предприятия.

Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге. По итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс.

грузовых автомобилей. Машиностроение — одна из отраслей тяжелой промышленности.

Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации.

Важно!

Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия. Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %.

В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %.

В ноябре 2009 года Renault — Nissan и «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя.

В феврале 2010 российский и итальянский Fiat подписали меморандум о создании в России глобального альянса по производству пассажирских автомобилей и внедорожников.

За четыре года «Соллерс» уже инвестировал в развитие производства Fiat в России $600 млн.

Одним из основных принципов работы будет расширение локализации производства в России. По сообщению главы Счётной палаты Сергея Степашина, белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом «Ростехнологий».

По данным на 2006 год за Россией было примерно 11 % мирового рынка космических услуг. По объёму финансирования гражданской космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире.

В марте 2010 года Франция заказала у России 14 ракет-носителей «Союз» на 1 млрд долларов США.

Концерн Тракторные заводы — крупнейший производитель тракторов в России, объединяющий большинство заводов производящих данную технику в России.

Совет!

В 2001 году было учреждено ОАО «Росагролизинг» и как следствие изменена система предоставления государственных средств на лизинг сельскохозяйственной техники.

В тот период это обеспечило для предприятий сельхозмашиностроения стабильность продаж и стимулировало интерес инвесторов к данной отрасли. В 2008 году в России было произведено 11,2 тыс.

тракторов на колёсном ходу, 8 тыс. зерноуборочных комбайнов, 803 кормоуборочных комбайна.

В 2006 году предприятием впервые в России освоен выпуск полунизкопольных трамваев с долей низкого пола более 60 %. С мая 2013 года — банкрот.

Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры.

Среди главных отраслей точного машиностроения, помимо электротехнической промышленности, также электронное и радиотехническое машиностроение, приборостроение.

Машиностроительные предприятия представляют отрасль тяжёлой промышленности.Уровень развития этой отрасли является одним из показателей индустриального развития страны.

Предприятия этой группы производят различные типы машин, орудий, приборов, а также продукцию оборонного назначения.

Одним из основных факторов размещения машиностроения в наше время является наукоемкость. Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей. Оно так и называется металлоемкое машиностроение.

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена.

Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения. Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны.

Внимание!

В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления.

Источник: http://kwakret.ru/geografiya-mashinostroeniya-rossii-v-so/

Машиностроительный комплекс России

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности — как по величине (около 1/2 всех занятых и около 1/4 валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции — необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве.

Отрасли машиностроения

Машиностроение — отрасль, чрезвычайно сложная по своей структуре. В статистике выделяются следующие отрасли машиностроения:

— энергетическое;

— металлургическое;

— горношахтное и горнорудное;

— подъемно-транспортное;

— электротехническое;

— химическое;

— производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования;

— производство нефтегазоперерабатывающего оборудования;

— станкостроительная и инструментальная промышленность;

— приборостроение;

— автомобилестроение;

— тракторостроение;

— сельскохозяйственное машиностроение;

— машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

— строительно-дорожное машиностроение;

— авиастроение;

— судостроение;

— производство оборудования для легкой и пищевой промышленности и ряд других.

Машиностроительный комплекс потребляет 40% черных металлов и основную часть цветных металлов. Поэтому предприятия, производящие металлоемкие машины и оборудование (например, металлургическое), тяготеют к районам производства металла.

Другие отрасли машиностроения (и их большинство) в большей степени тяготеют к районам сосредоточения квалифицированной рабочей силы.

Но и тем, и другим крайне необходимо удобство транспортных связей, поскольку для предприятий машиностроения характерно широкое развитие как специализации предприятий (подетальной — на выпуске отдельных узлов, предметной — на выпуске готовых изделий и технологической — на выполнении одной из операций), так и ее обратной стороны — кооперирования (связей между предприятиями, совместно выпускающими готовую продукцию). Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющими «по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные заводы и авиационные заводы — с тысячами межников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий — бесперебойное снабжение их всем необходимым.

Рассмотрим теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для «тяжелого» (металлоемкого) машиностроения характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции.

Так производство оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени — в Сибири (например, экскаваторный завод в Красноярске, предназначенный выпускать технику для разработки углей Канско-Ачинского бассейна). Крупнейшим заводом является «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и так далее.

Еще один сгусток таких предприятий представлен заводами Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения (а на Ижорском заводе — производство оборудования для атомных электростанций). Новый центр атомного машиностроения — завод «Атоммаш» в городе Волгодонск Ростовской области.

Тяжелые станки и кузнечнопрессовое оборудование выпускаются в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже и в Коломне Московской области. Паровые котлы для тепловых электростанций и котельных выпускают в Барнауле, Таганроге, Белгороде и Подольске Московской области.

Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно; их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось».

Важно!

Это выражение — почти универсальный ответ на классический вопрос географии: «Почему это здесь находится?» Анализируя лишь сегодняшнюю ситуацию, на этот вопрос чаще всего не ответить; корни надо искать в прошлом: мы не свободны в своих решениях сейчас, поскольку многое решили уже наши предки. Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны — в Центральном районе; и сейчас именно там производят тепловозы (в Коломне, Калуге, Брянске, Людиново Калужской области и Муроме Владимирской области); а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.

Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х годов в районах «сплошной коллективизации» (степные районы, имеющие наибольшее значение для заготовок зерна).

Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде.

По числу выпускаемых тракторов завод в Волгограде остается самым мощным (около 60 тысяч штук в год из 210 тысяч з России в 1990 г.).

Другие центры тракторостроения — Липецк 40 тысяч), Владимир, Челябинск и Рубцовск Алтайского края по 30 тысяч), Петербург (20 тысяч) и Петрозаводск (где производят в год около 10 тысяч тракторов для лесозаготовительной промышленности). Недавно построенный завод промышленных тракторов в Чебоксарах выпускал их очень мало (1,5—2 тысячи).

Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления. Например, льноуборочные комбайны производят в городе Бежецк Тверской области, картофелеуборочные — в Туле и в Рязани, силосоуборочные — в Люберцах Московской области.

Особенно много производят зерноуборочных комбайнов (но их качество невысоко, и в совокупности с плохой эксплуатацией это ведет к выходу их из строя через несколько лет работы).

Их общее производство в середине 1980-х годов превышало 110 тысяч штук в год, в том числе на заводах «Ростсельмаш» (Ростов) и Таганрогском комбайновом (в Ростовской области) — 90 тысяч.

Совет!

Другие центры были гораздо менее мощными: Красноярский завод — 15 тысяч штук и Биробиджан (в Еврейской автономной области) — 3 тысячи рисоуборочных комбайнов.

Производство автомобилей в России возникло вначале в Центральных районах. В конце 1980-х годов из 700 тысяч грузовых автомобилей в год в Москве выпускалось 170—190 тысяч, в Нижнем Новгороде — 210—230 тысяч.

Самый современный Камский автозавод (в городе Набережные Челны, в Татарии), построенный в 1970-е годы, имеет проектную мощность 150 тысяч машин в год, но выпускал 70—80 тысяч.

Менее крупные заводы (на 20—40 тысяч машин в год) расположены в Ульяновске, Саранске и в ряде городов Урала (Миасс, Ижевск, Сверд-ловск-44).

Из 1200—1100 тысяч легковых автомобилей более половины (более 700 тысяч) выпускал Волжский автозавод в Тольятти (ВАЗы), по 130—150 тысяч — автозаводы в Москве и Ижевске («Москвичи»), 70 тысяч — в Нижнем Новгороде («Волги») и 50 тысяч — в Ульяновске (вездеходы-«УАЗы»).

Для наиболее наукоемких отраслей машиностроения характерно тяготение к крупным городам. Например, авиазаводы расположены в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Воронеже, Новосибирске; в Москве и Подмосковье, Самаре, Омске сосредоточено космическое машиностроение.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/geografiya/mashinostroitelnyy-kompleks-rossii.html

Машиностроение России

I.Здравствуйте, ребята, садитесь! Слушаю дежурного. Кто сегодня отсутствует?

II. На прошлом уроке мы с вами познакомились с металлургическим комплексом.Давайте вспомним особенности металлургического комплекса, что входит в его состав, особенности размещения предприятий цветной металлургии.

Пока слушаются устные ответы, следующим учащимся раздаются карточки. ( 4 шт.)1. Почему металл называют «хлебом экономики»?На какие виды делится металлургический комплекс? (чёрная и цветная металлургия).2. Медная промышленность.Дополнительный вопрос.

Назовите принцип размещения медеплавильных заводов. ( размещаются вблизи мест добычи сырья).

После ответов собираются карточки с заданиями.

ΙΙΙ. На предыдущих уроках мы познакомились с рядом комплексов. Давайте вспомним какими.+ АПК, Лесной, ТЭК, Металлургический.Все эти комплексы, без сомнения, очень важны для человека.

Внимание!

Но без комплекса, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, люди уже не могут представить свою жизнь.

Он производит такие товары, без которых невозможна работа других комплексов, обучение людей, общение друг с другом, получение новой информации.- Поднимите руку, кто догадался, о каком комплексе идёт речь?+  Машиностроительный.

– Почему именно этот комплекс?+ Он действительно очень важен в жизни человека. Это вся электро и бытовая техника, автомобили, турбины, ледоколы и др.- Совершенно верно.

– Тема сегодняшнего урока «Машиностроительный комплекс».

Цели нашего урока:

Определить значение машиностроительного комплекса России.

Определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России.

Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий.

Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России.

Знакомство со специализацией различных экономических районов России.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Машиностроительный комплекс.

Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование.

задача МСК – обеспечить хозяйство страны все более совершенными машинами. Состав МСК представлен более, чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы.

Связи машиностроения: МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим,агропромышленным,инфраструктурным.

Определить роль: перечислить известные изделия машиностроения. ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией.

Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. Первое место по производству продукции. Половина занятых.

70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностей, лидерство машиностроения.

Машиностроительный комплекс играет огромную роль в жизни каждого человека. У этого комплекса есть свои плюсы и минусы.

Как видите, машиностроительный комплекс это производство не только автомобилей, турбин, луноходов, но ещё и техники, которой мы пользуемся каждый день. Обратим внимание на название комплекса. “Машиностроение” – это сложное слово, состоит из двух основ – “машины” и “строю”.

Какие машины здесь имелись в виду? Машина – фр. machine – устройство, выполняющее механическое движение с целью преобразования энергии, материалов или информации.

Важно!

Различают машины:энергетические (преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот), рабочие (в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала ( обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные (ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций). Как видите, машин и отраслей их производящих – очень много. Выделяют около семидесяти, т. е. мы попутно отвечаем на вопрос: “Какие отрасли входят в его состав?”

состав машиностроительного комплекса

Структура машиностроения

Мы уже знаем, какие отрасли входят в состав МК, а теперь найдём ответ на вопрос – что необходимо для выпуска машин в больших количествах? Например: – энергетических турбин, тракторов, производства часов, приборов, ЭВМ.

Машины состоят из множества деталей и агрегатов. В электровозе их около 250 тысяч, в тракторе 120 тысяч. Возможно ли всё изготовить на одном заводе? Как бы вы поступили?

Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Как такой процесс называется? (Специализация).

А как нам получить готовый продукт?

Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперации (т.е. объединение). Такая организация производства позволяет создавать заводы – филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

Таким образом, мы выявили вторую характерную черту МК-кооперирование. Запишем это определение в тетрадь.

Сосредоточение производства на крупных предприятиях называют концентрацией производства.

Далее познакомимся с факторами размещения машиностроительного комплекса.В тетрадь запишите «Факторы размещения МК».Прочитайте пункт параграфа и выпишите в тетрадь факторы размещения.

Время работы 5-7 минут.Проверяем.Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку предприятия не привязаны жёстко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам.

Факторы размещения МК.

наукоемкость – размещение машиностроительных предприятий, выпускающих ЭВМ, роботов, радио- и телеаппаратуру и т.д., ориентируется на научный потенциал;

военно-стратегический – предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности.

Совет!

Как правило, они удалены от границ. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен.

Большинство подобных городов возникло как центры производства ракетно-ядерного оружия;

трудоемкость – (большие затраты и высокая квалификация труда) присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск);

металлоемкость – (потребление значительной части черных и цветных металлов) – размещение машиностроительных заводов, выпускающих металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование, ориентируется на металлургические базы. На Урале (Екатеринбург) расположены заводы тяжелого машиностроения

-специализация и кооперирование:

Машины состоят из множества деталей, которые изготавливаются на нескольких специализированных предприятиях.

Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают кооперационные связи: в разных районах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, которые состоят из групп заводов-поставщиков деталей и оборудования для сборочных заводов;

транспорт

Поскольку перевозка машин и их деталей осуществляется на большие. стояния и в разных направлениях машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

потребитель.

Машиностроение развито во всех экономических районах, т. к. его продукция пользуется повсеместным спросом.

Кроме того, имеется продукция, по размерам и весу малопригодная для транспортировки, которая может производиться только в районах потребления.

Например, тракторы для вывоза леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерновые комбайны- на Северном Кавказе (Ростов- на Дону).

Проблемы развития машиностроения.:

А) низкие темпы развития машиностроения и его отраслей,

Б) узкая специализация, т.к. основная часть продукции имеет оборонное значение;

В) огромные различия роста отдельных отраслей,

Г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции;

Внимание!

Д) низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин

Рассказ на тему «Значение машиностроительного комплекса» заранее подготовленного учащегося.
Учащийся показывает подготовленные сообщения по теме, делает вывод.

ΙV. Практическая работа. Работа в группах

Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения

I. группа: трудоемких производств ( Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань)

II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск)

– Найти центры этих отраслей.

– Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”.

III группа Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)

V. Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание § 11, записи, на к.к. обозначить главные районы машиностроения.

Приветствие. Ответ дежурного.

Ответы учащихся у доски и работа по индивидуальным карточкам.

Ответы учащихся.

Записывают тему урока.

Ответы учащихся.

Работа с картой, учебником.

Записывают в тетрадь

Записывают схему в тетрадь

Записывают основные факторы размещения.

Высказывание собственной точки зрения.

Сообщения учащихся.

Работа в группах и выполнение практической работы.

Ответы учащихся.

Запись д/з в дневник

.

Ответы учащихся

Выполняют практическую работу

Источник: https://kopilkaurokov.ru/geografiya/uroki/mashinostroieniie-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.