Проблемы машиностроения в россии, связанные с влиянием на экологию(2018г)

Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду

Проблемы машиностроения в России, связанные с влиянием на экологию

Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду

Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%.

Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся:

  • внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива;
  • литейное производство;
  • металлообработка конструкций и отдельных деталей;
  • сварочное производство;
  • гальваническое производство;
  • лакокрасочное производство.

По уровню загрязнения окружающей среды районы гальванических и красильных цехов как машиностроительных в целом, так и оборонных предприятий сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных — с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей.

Таким образом, машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая составляющая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:

  1. воздушного пространства (выбросы газа, парообразных веществ, дымов, аэрозолей, пыли и т.п.);
  2. поверхностных водоисточников (сточные воды, утечка жидких продуктов или полуфабрикатов и т.п.);
  3. почвы (накопление твердых отходов, выпадение токсичных

веществ из загрязнённого воздуха, сточных вод). При всём многообразии подотраслей машиностроения и в том числе военно-ориентированных, оборонных предприятий по специфике загрязнения окружающей среды их можно разделить на две группы: ресурсы и накопление.

Гальваническое производство – один из наиболее крупных источников образования сточных вод в машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.

Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.

Основными загрязнителями красильных производств машиностроительных предприятий являются лакокрасочные материалы и их составляющие: синтетические смолы, органические растворители, пластификаторы, катализаторы и инициаторы пленкообразования, неорганических пигментов.

Внимание!

Наибольшую экологическую опасность при пескоструйной и гидроабразивной очистке поверхности представляет образование в ходе данных процессов пылевидных частиц.

Наиболее экологически опасными загрязнителями, образующимися в литейном производстве, являются оксид и двуокись серы и оксиды азота, а также твердые вещества, входящие в состав литейных форм.

Основными загрязнителями, образуемыми в процессе производства энергии из ископаемого топлива на предприятиях машиностроения, являются двуоксид серы, оксиды азота, взвешенные частицы, оксид углерода и углеводороды.

Наиболее экологически опасные загрязнители при металлообработке — индустриальные масла, металлическая пыль и др.

Твердые отходы машиностроительного производства содержат амортизационный лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т. п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыль (отходы систем очистки воздуха и др.).

На машиностроительных предприятиях55 % амортизационного лома образуется от замены технологической оснастки и инструмента. Безвозвратные потери металла вследствие трения

и коррозии составляют примерно 25 % от общего количества амортизационного лома.

Размеры отходов металла в производстве зависят от количества металлов и сплавов, подлежащих переработке и установленного коэффициента отходов.

  1. В основном машиностроительные предприятия образуют отходы от производства проката (концы, обрезки, обдирочная стружка, опилки, окалина и др.);
  2. производства литья (литники, сплески, шлаки и съёмы, сор и др.);
  3. механической обработки (высечки, обрезки, стружка, опилки и др.).

На предприятиях машиностроения отходы составляют до 260 кг на 1 т металла, иногда эти отходы составляют 50 % массы обрабатываемых заготовок (при листовой штамповке потери металла достигают 60 %). Основными источниками образования отходов легированных сталей являются металлообработка (84 %) и амортизационный лом (16 %).

Шламы из отстойников очистных сооружений и прокатных цехов содержат большое количество твердых материалов, концентрация которых составляет от 20 до 300 г/л.

Важно!

После обезвреживания и сушки шламы используют в качестве добавки к агломерационной шихте и удаляют в отвалы.

Шламы термических литейных и других цехов содержат токсичные соединения свинца, хрома, меди, цинка, а также цианиды, хлорофос и др.

В небольших количествах промышленные отходы могут содержать ртуть, вылитую из вышедших из эксплуатации приборов и установок.

Проблема минимизации экологического ущерба в условиях промышленного производства и в том числе машиностроительных и военно-промышленных отраслях может решаться в двух направлениях за счет:

  • —повышения эффективности существующих методов очистки промышленных выбросов в окружающую среду (сточные воды, отработанные газы, дым и др. взвешенные частицы), ликвидации (переработки) твердых отходов;
  • — внедрения новых альтернативных технологий (экологически чистых, безотходных).

Источник: http://MirZnanii.com/a/330492/vliyanie-mashinostroitelnogo-predpriyatiya-na-okruzhayushchuyu-sredu

Экологическая безопасность и проблемы предприятий машиностроения – успехи современного естествознания (научный журнал)

1Варламова С.И. Варламова И.С. Климов Е.С. Машиностроительные предприятия являются основными источниками загрязнения окружающей среды.

Сточные воды предприятий содержат нефтепродукты, образующиеся из смазочно-охлаждающих жидкостей и растворов обезжиривания, ионы тяжелых металлов из гальванических производств, множество химических соединений.

Комплексное обезвреживание сточных вод предпочтительно проводить в две ступени: вначале металл осаждается электролитическими методами, затем оставшийся металл удаляется адсорбцией на цеолите, магнетите, скелетном графите, гидроксиапатите, ионообменных полимерных смолах.

Не менее важным аспектом является переработка и утилизация отходов гальванических производств, как накопленных, так и вновь образующихся.

Селективное извлечение металлов и их соединений из растворов, получаемых при кислотном выщелачивании гальваношламов, может осуществляться экстракцией, сорбцией, химическим осаждением при разных значениях рН, ступенчатым электролизом при разных потенциалах, цементацией на алюминии и железе.

Основные направления утилизации гальваношламов в строительной индустрии следующие: производство строительной керамики (кирпича, керамзита, пористых наполнителей для бетона), производство бетонных и растворных смесей, получение пигментов и красок, производство стекла.

Все эти способы недостаточно эффективны либо по экономическим показателям, либо по экологическим (со временем происходит разрушение материала и вымывание из него тяжелых металлов).

Одним из направлений в этой области, снижающим класс опасности до 4-го и 5-го, является химическая стабилизация (ферритизация) шламов.

Ферритизированные шламы могут быть использованы как адсорбенты или утяжеляющая добавка при очистке сточных вод от ионов металлов, или же, с целью последующего использования, захоронены в открытом грунте.

Решению вопросов создания безот­ходных производств и организации замкнутых циклов использования матери­альных ресурсов должно быть уделено особое внимание.

Важное место в рассматриваемой проблеме занимают жидкие отходы машиностроительных и металлургических предприятий – смазочно-охлаждающие жидкости. Ежегодно предприятиями черной металлургии сбрасывается около 700 млн.

м3, машино­строения и металлообработки – 600 млн. м3 отработанных СОЖ.

Практически все технологии обезвреживания СОЖ (отстаивание, флотация, центрифугирование, выпаривание) недостаточно эффективны. Это связано со стойкостью эмульсии, большим количеством химических соединений различного класса, механическими загрязнениями

Совет!

Одним из наиболее перспективных направлений в решении указанной проблемы является создание комплекса установок по очистке и регенерации СОЖ, восстановлению отработанных масел и переработке металлосодержащих нефтешламов.

Кроме механических и физико-химических методов очистки нефтешламов, все большее значение приобретают биологические способы их утилизации.

Множество проблем охраны окружающей среды от загрязнений машиностроительных производств могут быть решены только комплексным подходом, в том числе законодательными актами и их исполнением.

Работа представлена на III общероссийскую конференцию «Новейшие технологические решения и оборудование», г. Кисловодск, 19-21 апреля 2005 г. Поступила в редакцию 23.03.2005 г.

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8664

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией стихийных свалок, отсутствием очистных сооружений, низкой экологической культуры населения.

В статье выделены вопросы загрязнения атмосферы Северо-Западного региона, в частности, обозначены проблемы трансграничного переноса аэрополлютантов из соседних стран.

Определено, что высокое место в рейтинге экологических проблем занимает также обезлесение территории, связанное с чрезмерной лесозаготовительной деятельностью, незаконной вырубкой лесов, зелёных насаждений в связи со строительной деятельностью, деградация земель. Особенно выделены проблемы загрязнения водной экосистемы региона. В заключении сделан вывод о том, что острейшие экологические проблемы Северо-Запада России требуют незамедлительного решения и выработки соответствующих концепций.

Ключевые слова: Северо-Запад России, загрязнение, промышленность, антропогенное воздействие, экосистема

Северо-западная часть Российской Федерации занимает приблизительно 1,7 млн. м.

Северо-Запад России является одним из важнейших регионов страны по развитию лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, развитию портовых сооружений и судоходству, добыче и транспортировке нефти, добыче и переработке руд и нерудных ископаемых, производству атомной энергии, один из ведущих в оборонном комплексе страны, здесь находится наиболее используемый в мире (по числу запусков) космодром.

И без того сложная экологическая ситуация, которая сложилась на сегодняшний день на Северо-Западе России, осложняется ещё и тем, что ввиду своего пограничного положения этот регион подвержен не только воздействию многочисленных внутренних выбросов, но и трансграничному переносу аэрополлютантов из стран Восточной и Западной Европы, Соединённых Штатов Америки.

Например, поток сернистого газа и сульфатов в арктический бассейн поступает в огромном количестве из Западной Европы и США. Неочищенные сточные воды активно загрязняют реки, Кольский и Финский заливы, оказывая вредное воздействие на гидробионтов: например, под угрозой вымирания оказались сегодня кольчатые нерпы [1].

Биоресурсы Баренцева, Белого и Норвежского морей буквально находятся на грани катастрофы. Огромную опасность для северных морей представляет собой добыча газа и нефти на шельфе, загрязнение неочищенными радиоактивными отходами, выведенными из эксплуатации военно-морскими судами и производством ядерной энергии, судами и т. д.

Многие экологические проблемы Северо-запада России оказывают влияние также на соседние регионы и всю Арктику. Минимизация негативного воздействия на окружающую среду имеет центральное значение не только для России, но и для европейских стран.

Неблагоприятная экологическая ситуация в этом регионе сформировалась под воздействием природных и техногенных процессов, которые обусловлены высокоразвитым промышленным комплексом.

Об антропогенной нагрузке на территорию Северо-Западного региона России можно судить по степени концентрации объектов промышленности, которые наносят колоссальный ущерб окружающей среде.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области развито машиностроение, электротехническая, оборонная и строительная промышленность; Мурманская область является центром рыбной отрасли, чёрной и цветной индустрии, судоремонта, морского транспорта; в Архангельской области развиты лесная, рыбная, нефтехимическая промышленность.

27 марта 2017 года прошла Северо-Западная межрегиональная общественная экологическая конференция, посвящённая водным ресурсам региона. На сегодняшний день Балтийское море признано одним из самых загрязнённых водоёмов планеты.

Оно практически не имеет выхода в мировой океан, поэтому все отходы, поступающие в Балтику, складируются здесь же. Ведущую роль в загрязнении Балтики играет Калининградская область, ежедневно сбрасывающая в море 150 тыс.

кубометров неочищенных канализационных стоков, а также Польша, которая лидирует по уровню загрязнения Балтийского моря фосфором и азотом (34 % и 27 % соответственно), Швеция, Финляндия.

Внимание!

Экологическую проблему представляет собой нелегальная добыча янтаря в Калининградской области, в результате которой разрушаются берега Балтийского моря, уничтожаются огромные участки лесного фонда.

Остро стоит проблема обращения с промышленными и бытовыми отходами.

В мае 2017 года активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели межрегиональную конференцию, на которой озвучили состояние экосистемы Северо-Западного региона России [2].

После проведённых исследований выявлено, что большинство полигонов и свалок нужно либо закрыть, либо модернизировать, так как они не соответствуют нормам экологической безопасности и наносят колоссальный ущерб местной экосистеме, загрязняя почву, наземные и поверхностные воды токсичными веществами. В общей сложности центр мониторинга ОНФ за 2015–2016 годы работы выявил экологических нарушений на сумму более 120 млрд рублей.

Работа очистных сооружений требует немедленного возобновления.

В тех территориальных схемах обращения с отходами, которые будут функционировать в регионе, необходимо предусмотреть не только раздельный сбор отходов, как это практикуется во многих развитых странах, но и решить вопрос по утилизации накопленного ущерба.

В этом контексте представляется важным отметить, что в 2017 году Министерство природных ресурсов и экологии России намерено стимулировать практику раздельного сбора и сортировки отходов [3].

Но эффективное функционирование системы селективного сбора мусора в России, всё же, кажется немного даже эфемерным, так как внедрение данной системы сопряжено с вопросом финансирования, который, к сожалению, часто становится серьёзной преградой на пути к улучшению экологической ситуации.

Яркой иллюстрацией этого предположения является пример закрытия городской свалки в городе Псков, вопрос по которому остаётся открытым вот уже в течение шести лет.

Исключением, пожалуй, можно назвать г. Петрозаводск (столица республики Карелия), в котором успешно внедрены и реализовываются проекты Гринписа по отдельному сбору опасных отходов и бытового мусора.

Вторым таким городом, по заявлению руководства Гринпис в России, является Екатеринбург [9].

Серьёзное загрязнение атмосферы на Северо-Западе России обусловлено деятельностью промышленных предприятий.

Пагубное воздействие на воздух Северо-Западного района оказывают также промышленные предприятия стран Восточной и Западной Европы, США.

Важно!

Для Псковской области характерен наиболее существенный вклад трансграничного переноса в уровни выпадений кадмия (более 60 %). К Калининградской области и к приграничным районам Псковской относятся трансграничные выпадения ртути.

В Калининградской области, приграничных с Финляндией районах Карелии, приграничных с Латвией районах Псковской области доминируют трансграничные выпадения бенз(а)пирена, составляя 85–95 % и более от его суммарных выпадений.

Повышенные концентрации диоксида серы, диоксида и оксида азота, оксида углерода, бенз(а)пирена, формальдегида и других загрязняющих веществ оказывают негативное влияние на здоровье человека и экосистемы.

Некоторые поллютанты также приводят к коррозии элементов технической инфраструктуры.

Фотохимические реакции, происходящие с участием оксидов азота и органических соединений, приводят к образованию озона в приземном слое атмосферы, который является одним из наиболее токсичных газов.

Зоной экологического бедствия является Кольский полуостров, 70 % территории которого занимает Мурманская область, ставшая центром различных отраслей промышленности.

В 2015 году в общем объёме атмосферных выбросов в Мурманской области (332,9 тысяч тонн) 82,8 % пришлось на стационарные источники. На сегодняшний день активно обсуждается вопрос загрязнения диоксидами серы на Кольском полуострове.

По итогам 2015 года в городе Никель было зарегистрировано 13 случаев высокого загрязнения воздуха оксидом серы (13,8 ПДК) [6].

Лидером по выбросам опасных веществ считается Кольская горно-металлургическая компания, по вине которой в 2016 году объём выбросов диоксида серы в атмосферный воздух составил 119.7 тысяч тонн [5]. И хотя по сравнению с 2015 годом выбросы уменьшились (154.

9 тысяч тонн) цифра остаётся ужасающей. Всё же ожидается, что в течение 2017–2019 годов металлургический комбинат снизит объём опасных выбросов на 30 % [4]. Но даже несмотря на значительное снижение, выбросы будут оставаться очень высокими.

Совет!

К тому же, серьёзную опасность представляют собой затонувшие и выведенные из эксплуатации ржавеющие суда, которые значительно загрязняют Кольский полуостров.

До сих пор проблема по расчистке полуострова не была решена в виду отсутствия финансирования, но ожидается, что уже летом 2017 года здесь будут проведены соответствующие работы [7, 8].

На Северо-Западе России преобладают негативные процессы природного и антропогенного подкисления почв, техногенезиса, возобновляющейся каменитости, заболоченности, а также деградации природных кормовых угодий оленьих пастбищ.

В пределах района широко распространены процессы заболачивания, однако антропогенно обусловленные процессы имеют относительно небольшие масштабы, связанные с изменением гидрологического режима почв на вырубках, техногенными нарушениями тундровых земель и пр.

Значительную проблему для земель сельскохозяйственного назначения представляет собой возобновляющаяся каменистость, во многом определяющая мелиоративное состояние земель Северо-Запада России.

Техногенные нарушения и загрязнения приурочены в основном к территориям предприятий рудодобывающих и целлюлозных производств.

Но ввиду слабой устойчивости экосистем, ущерб от указанных производств достаточно велик.

Чрезмерная лесозаготовительная деятельность вызывает широкомасштабное обезлесение Северо-Западного региона России. Несмотря на некоторые усилия российских властей, направленные на сохранение лесов, обезлесение распространяется быстрыми темпами.

Внимание!

Воздействие на леса антропогенных факторов и промышленных выбросов в последнее десятилетие, как правило, не превышает 1–2 % от общего размера усыхания.

В 2015 г. усыхание древостоев в результате антропогенного воздействия составило 3,9 тыс. га или 1,2 % от общей гибели лесов. Больше всего в Ленинградской, Вологодской и Архангельской областях.

В Калининградской области проводится уничтожение зелёного фонда в целях освобождения земельных участков для строительства.

Экологические правонарушения, связанные с незаконной рубкой леса, особенно актуальны в республике Карелия, которая богата лесными ресурсами.

Масштаб таких правонарушений по-прежнему остаётся высоким (в 2015 году, например, зафиксировано 223 правонарушения, связанных с незаконной рубкой леса). Вырубка лесов, уничтожение зелени в городах, как правило, влекут за собой разрушительные последствия, которые мы наблюдаем уже сегодня.

В неудовлетворительном мелиоративном состоянии находится 1,8 млн га осушенных земель, из находящихся в неудовлетворительном мелиоративном состоянии 1,76 млн га осушенных земель (37 % к наличию) практически на всей площади отмечаются высокий уровень стояния грунтовых вод и недопустимо поздние сроки отвода поверхностных вод.

Плохим качеством отличаются подземные воды на территории Северо-Запада России, что связано с природной гидрогеохимической обстановкой, обусловившей на отдельных участках несоответствие качества подземных вод нормативным требованиям по таким показателям, как железо, марганец, кремний, барий, бор, фтор и некоторым другим.

Основные экологические проблемы Северо-Запада России, которые требуют незамедлительного решения, представлены растущим загрязнением атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов; чрезмерным использованием природных ресурсов, уничтожением зелёных насаждений, отсутствием эффективного обращения промышленных и бытовых отходов.

Несмотря на такую сложную ситуацию, в регионе отсутствует концепция обеспечения экологической безопасности, ни законодательная, ни исполнительная власть (за некоторыми исключениями) не проявили должного внимания решению экологических проблем региона.

Важно!

Представляется необходимым отметить, что важнейшей задачей нашего государства на современном этапе является также формирование экологического сознания и экологической культуры населения.

К формированию экологического сознания необходимо подходить с позиций двух принципов: принципа гармонии человека и природы, а также принципа личной ответственности за биосферу.

Именно при таком рассмотрении этих аспектов речь идёт не об абстрактно существующих моральных запретах или правилах, а о социальных, социально-психологических условиях решения проблемы экологической катастрофы региона.

Источник: https://moluch.ru/archive/159/44709/

Проблемы отрасли машиностроения россии в условиях мирового кризиса и пути их преодоления

Проблемы отрасли машиностроения россии в условиях мирового кризиса и пути их преодоления

Нестабильность  мировой  экономики  в  последние  5—7  лет  связано  с  возникновением  кризисов,  с  которыми  в  том  или  ином  виде  сталкивались  практически  все  страны,  независимо  от  степени  развития  экономики,  институтов  и  режима  макроэкономической  политики.

Мировой  кризис  ударил  по  России  довольно  ощутимо,  что  было  обусловлено  по  большей  части  тем  ,  что,  российская  экономика  оказалась  слишком  зависимой  от  внешних  факторов  ,  таких  как  мировой  рынок  товаров  и  капиталов,  а  также  чрезвычайно  слабо  диверсификацией  и  с  явной  выраженной  сырьевой  составляющей  экспорта.

Падение  товарного  экспорта  и  импорта  России  объясняется,  главным  образом,  их  структурой.

Если  в  экспорте  стран-лидеров  мировой  торговли  преобладает  готовая  продукция,  то  в  экспорте  России  продукция  обрабатывающей  промышленности  составляет  17  %,  а  остальное-топливо  и  сырье,  в  том  числе  сельскохозяйственное.

Из-за  значительного  падения  цен  на  нефть  в  период  кризиса  стоимостной  объем  российского  экспорта  снизился  гораздо  больше,  чем  у  других  стран.

В  российском  импорте  готовая  продукция  составляет  80%,  более  половины  его  —  это  машины  и  оборудование,  а  так  же  потребительские  товары  длительного  пользования  (в  том  числе  автомобили).

  В  странах-лидерах  импорт  этих  товаров  составляет  45—69  %.  В  кризис  импорт  производственных  товаров  в  Россию  сократился  в  наибольшей  степени,  поскольку  в  обстановке  рецессии  и  возросшей  неопределенности  приобретение  технически  сложных  потребительских  товаров  и  нового  производственного  оборудования  откладывают  до  лучших  времен.

По  мнению  многих  экспертов,  кризис  не  явился  причиной  проблем  в  российском  машиностроении  —  возможно,  он  лишь  усугубил  некоторые,  уже  имеющиеся,  противоречия.

Машиностроительное  производство  в  России  представлено,  в  большинстве  своем,  отсталой  советской  моделью,  ориентированной  в  первую  очередь  на  производство  военной  техники.

Причин  отставания  отрасли  наблюдается  несколько.  Прежде  всего,  Россия  заметно  отстает  в  технологическом  отношении.

Убедиться  в  этом  не  сложно:  в  большинстве  заводов,  которые  остались  еще  с  советских  времен,  оборудование  не  заменено  полностью  современными,  высокотехнологичными  образцами.

Совет!

Как  сообщают  сотрудники  уральских  машиностроительных  предприятий,  Россия  уже  в  течение  нескольких  лет  находится  в  третьем  технологическом  укладе,  в  то  время  как  многие  развитые  страны  уже  шагнули  на  четвертый,  а  то  и  на  пятый  —  высший  —  уровни.  Необходимость  модернизации  оборудования  является  едва  ли  не  основной  проблемой  машиностроения  в  России.

За  последние  20  лет  из  ярких  технологических  прорывов,  которые  были  широко  известны  как  в  России,  так  и  за  рубежом  можно  назвать,  разве  что  Сухой  супер  Джет,  который  на  80  %,  по  факту,  является  самолетом  из  иностранных  деталей.

В  разработке  и  внедрении  новых  технологий  мы  значительно  уступаем  западным  производителям,  и  в  последнее  время  даже  набравшему  неплохие  производственные  обороты  Китаю,  развивающемуся  за  счет  применения  передовых  зарубежных  технологий.

Рассмотрев  индекс  физических  объемов  отрасли  машиностроения  (рисунок1),  где  прослеживается  %  к  соответствующему  периоду  прошлого  года  по  сравнению  с  предыдущим  полугодием,  замечено  сокращение  объемов  производства.

Рисунок  1.  Индекс  физических  объемов  отрасли

Однако,  сложности  с  оборудованием  на  предприятиях,  не  единственная  проблема  отрасли  машиностроения.  Наиболее  актуальной  признается  проблема  трудовых  ресурсов.

Имеетстя  острый  дифицит  квалифицированных  работников.

Многим  предприятиям,  из-за  сложности  набора  нового,  уже  обученного  персонала,  приходится  вкладывать  средства  на  обучение,  повышения  навыков,  в  то  время  как,  в  крупных  городах  имеется  трудовой  ресурс,  который  сложно,  а  иногда  просто  невозможно  привлечь  на  производственные  предприятия,  что  расположены,  отнюдь  не  в  крупнейших  городах.

Остро  стоит  и  вопрос  с  налогами.  На  многих  предприятиях  фонд  оплаты  труда  составляет  25—30  процентов  от  себестоимости,  в  то  время  как  в  торговле  —  два-три  процента.

Так,  машиностроительная  отрасль  нуждающаяся  в  наиболее  квалифицированных  специалистах,  оказывается  неконкурентоспособной  перед  другими  отраслями,  где  заработная  плата  выше,  а  требования  к  специалистам  ниже.

Внимание!

В  совокупности,  все  эти  проблемы  в  условиях  кризиса,  ярко  выражаются  в  статистике  Росстата  (Рис.  2.,  Рис.  3).

Рисунок  2.  Динамика  производства  ведущих  отраслей  Оренбургской  области

Таким  образом,  мы  можем  говорить  об  общей  отсталости  отрасли  машиностроения.

За  прошедшие  20  лет  независимости  России  стало  ясно,  что  институты  проектирования  и  разработок  новых,  высокотехнологичных  компонентов  для  отрасли  практически  не  работают  ,  а  экономическая  модель  поддержания  проектных  и  разрабатывающих  институтов  нуждается  в  глубокой  модернизации,  поскольку  в  итоге  распределение  средств  на  НИОКР  не  дает  практически  никакой  отдачи.

Рисунок  3.Индекс  производства  в  машиностроительном  комплексе

В  сложившийся  обстановке  выходом  может  послужить  привлечение  иностранных  инвесторов  на  уже  существующие  производственные  мощности  в  России.

  Так  же  можно  рассматривать  создание  совместных  предприятий  и  привлечение  тем  самым  иностранных  технологий  в  страну  и  как  следствие  производство  качественной  готовой  продукции  отрасли  машиностроения,  которая  может  конкурировать  с  иностранными  аналогами.

По  некоторым  направлениям  они  уже  формируются.

В  2006  году  в  рамках  совместного  предприятия  на  базе  ТД  «Александровскмашсервис»  началась  сборка  продукции  британской  BALDWIN  &  FRANCIS  (взрывозащищенные  преобразователи  частоты,  станции  плавного  пуска,  компакт-станции,  трансформаторные  подстанции  и  трансвичи)  под  контролем  представителей  данной  фирмы  на  первых  этапах.

В  ближайших  планах  компаний  —  организация  в  России  совместного  производства  металлоемких  узлов,  комплектующих  и  запчастей,  что  позволит  дополнительно  удешевить  продукцию  за  счет  сокращения  транспортных  и  таможенных  расходов.

Ленинск-Кузнецкая  компания  «Сиб.

Т»  в  сотрудничестве  с  германской  фирмой  МАТО  занимается  изготовлением  соединителей  для  конвейерных  лент,  стыки  из  которых  наименее  подвержены  истиранию.  В  начале  деятельности  партнерство  с  МАТО  позволило  компании  приобрести  профильное  оборудование.

Также  можно  говорить  о  продаже  контрольного  пакета  акций  (около  60  %)  АвтоВАЗа  французскому  концерну  «Рено».

Данные  единичные  случаи  привлечения  инвестирования  в  экономику  Российской  Федерации  наглядно  показывают  эффективность  такой  работы,  поскольку  создает  определенное  количество  рабочих  мест,  обучает  высококвалифицированных  специалистов,  а  также  способствует  выведению  продукции  российского  производства  на  мировой  рынок.

Тому  факту,  что  крупнейшие  иностранные  авто  производители  пришли  в  Россию  и  разместили  здесь  свой  капитал  находится  простое  объяснение:  Россия  обладает  самым  большим  по  объему  в  Европе  спросом  на  автомобили.

Важно!

А  поскольку  в  России  относительно  дешевая  рабочая  сила,  то  производство  автомобилей  иностранным  производителям  намного  эффективнее  и  выгоднее  сделать  на  территории  самой  страны  потребления  конечного  продукта.

Также  мы  можем  говорить  о  сравнительной  дешевизне  стали  проката,  электричества,  а  также  стоимости  транспортировки  готовой  продукции  до  конечного  потребителя  и  становится  совершенно  ясно,  что  крупным  игрокам  на  российском  рынке  автопрома  намного  выгоднее  открывать  собственные  производства  на  территории  Российской  Федерации,  нежели  импортировать  готовую  продукцию  из-за  рубежа.

Инвесторам  интересен  практически,  исключительно  сектор  производства  автомобилей  в  России  из  всей  отрасли  машиностроения,  поскольку  Россия  не  является  крупным  потребителем  какой-либо  другой  продукции  машиностроения.

По-видимому,  настало  время  для  создания  при  государственном  участии  крупной  оценочной  компании  для  исправления  вопиющей  ситуации  с  учетом,  оценкой  и  налогообложением  основных  средств.

Нужно  изменить  политику  государства  в  отношении  российского  машиностроения,  создавать  нормальные  условия  для  развития  промышленности,  изменить  налоговые  режимы,  создать  гарантии  для  инвестиций.  Я  полагаю,  что  с  каждым  годом  будет  все  сильнее  проявляться  запрос  на  производственный  потенциал  машиностроителей.

В  заключении  можно  сказать,  что  большая  часть  машиностроительной  отрасли  РФ  находится  в  удовлетворительном  состоянии,  и  не  может  претендовать  на  существенное  увеличение  и  качественный  технологический  скачок  ввиду  устаревших  институтов  производства,  разработки  и  управления.

Для  решения  данной  проблемы  мы  можем  говорить  о  нескольких  возможных  путях  развития:

реформирование  экономической  системы,  создание  инновационной  модели  экономики  путем  реализация  инвестиционных  проектов  по  развитию  машиностроения,

ориентация  на  более  эффективное  использование  имущественного  комплекса  и  увеличение  загрузки  основных  фондов,  необходимость  реструктуризации  отечественных  НИОКР  в  сфере  машиностроения,  а  также  обучения  новых,  высококвалифицированных  инженеров  для  возможности  работы  на  сложном  современном  производстве.

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/xxvii/40338

Негативное влияние промышленного производства на окружающую среду

Негативное влияние промышленного производства на окружающую среду

Лобушко Юрий Владимирович – студент кафедры Строительства уникальных зданий и сооружений Инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого.

Алиновская Екатерина Владимировна – студентка кафедры Строительства уникальных зданий и сооружений Инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого.

Аннотация: В статье рассмотрена специфика негативного влияния промышленного производства на окружающую среду на основе исследования особенностей современной экологической ситуации вокруг озера Байкал.

Исследование проведено в контексте особенностей промышленности региона. На основе анализа автором сформулированы основные проблемы, выделены основные составляющие влияния промышленности на окружающую среду.

Автором проведен достаточно углубленный анализ, показаны все проблемы, сложности и особенности проблемы.

Ключевые слова: Промышленное производство, загрязнения, экология, атмосфера, почва, водоемы, вредные выбросы.

В настоящее время производственная и хозяйственная деятельность оказывают значительное влияние на состояние окружающей среды, а главным источником воздействия является промышленность. Чем выше уровень концентрации промышленных объектов, тем обширнее зона изменения природной среды, это прослеживается на всей территории Российской Федерации.

Любое изменение одной из сфер природной среды находит отражение в других (нарушение литосферы косвенно влияет на режим поверхностных и подземных вод, предопределяет пылевое и газовое загрязнение атмосферы и т.д.).

Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства.

Более 20 000 предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.

Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.

Загрязнение окружающего пространства идет по трем направлениям: атмосфера, водные источники, почва [7].

Рассматривая воздействие на окружающую среду промышленности необходимо выявить ее влияние на самые уникальные территории и природные объекты России. Одним из них является озеро Байкал.

Это самое глубокое озеро мира c необыкновенной прозрачной, чистой и насыщенной кислородом водой. Расположенный на юго-востоке Сибири и занимающий площадь 3,15 млн. га, Байкал признан самым древним (25 млн.

лет) и самым глубоким (около 1700 м) озером планеты. Водоем хранит примерно 20% всех мировых запасов пресной воды.

Внимание!

5 декабря 1996 года на 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида, Байкал был включен в Список природного наследия ЮНЕСКО [1].

Между тем вокруг озера и в прилегающих регионах имеются объекты промышленного производства, оказывающие негативное влияние на окружающую среду этого памятника природы.

На территории Забайкальского края отмечается локальное воздействие на окружающую среду таких отраслей промышленности, как электроэнергетика, добыча полезных ископаемых и пищевая.

Наиболее крупным ареалом негативного воздействия на окружающую среду является Читинский промышленный узел, где основными источниками загрязнения служат предприятия машиностроения и металлообработки, а также транспорт.

Наиболее ощущается влияние машиностроения на атмосферу. От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, а также взвеси, оксид азота, фенол, сернистый ангидрид, свинец и другое.

Одно из самых опасных веществ — шестивалентный хром — чаще всего встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.

Административный центр Иркутской области город Иркутск постоянно включается в список городов с самым высоким уровнем загрязнения по состоянию загрязнения окружающей среды [5].

Основными загрязнителями атмосферного воздуха города являются выхлопные газы автомобилей (52 %выбросов) и источники теплоэнергетики, не оснащённые фильтрами (46 % выбросов); на производственные предприятия приходится около 2 % всех выбросов.

Частично атмосферные загрязнения Иркутска при определенных циркуляционных режимах могут попадать в байкальский бассейн и на акваторию озера Байкал, поэтому город при экологическом зонировании ходит в зону атмосферного влияния.

Озеро Байкал как крупнейшее в мире хранилище пресной воды является при этом и водным источником подверженным негативному влиянию промышленного производства на окружающую среду.

Вместе со сточными водами в водоемы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие.

Важно!

В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжелых металлов.

Вблизи Байкала основные сбросы сточных вод в Ангару производит Иркутский авиационный завод и Иркутская мебельная фабрика – в реку Иркут, однако эти загрязнения в байкальский водосбор не попадают.

Республика Бурятия расположена по восточному берегу Байкала. На территории Бурятии находится большая часть (около 60% береговой линии) озера Байкал – самого глубокого пресноводного озера в мире.

Большая часть производственных предприятий концентрируется в столице Бурятии – Улан-Удэ. Здесь производится 50 % всей валовой продукции Республики. Самыми главными отраслями производства являются металлообработка и машиностроение.

Эти заводы удалены от Байкала и не оказывают воздействия на его природную среду [4].

За Байкалом, на территории Монголии основные районы воздействия промышленности на окружающую среду представлены промышленными центрами, где сконцентрирована большая часть населения, размещены предприятия промышленного производства (Улан-Батор, Дархан, Эрдэнэт и др.

) и локальные районы добычи полезных ископаемых, а также объекты легкой промышленности (переработка шерсти и кожи). Как показывают исследования на территории Монголии особенно остро стоит вопрос воздействия промышленности на водные ресурсы.

В последние 20 лет из пяти тысяч рек и озер из-за горной добычи высохли 852 реки и 1131 озеро [2].

Кроме этого, во всех выделенных ареалах и крупных промышленных центрах отмечается интенсивное загрязнение водных объектов (качество воды относится к 3-4 классу загрязнения); основными элементами-загрязнителями вод являются нефтепродукты, фенолы, также отмечается повышенная окисляемость.

Почва также подвержена загрязнениям. Твердые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.

Совет!

Территория Иркутской области, отнесенная к бассейну озера Байкал, в промышленном развитии представлена слабо, исключением является города Байкальск и Слюдянка.

Основными источниками загрязнения являются отрасли горнодобывающей промышленности (добыча мрамора), транспорт и предприятия ТЭК.

В Байкальске главный источник загрязнения – Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат – в настоящее время прекратил свою деятельность, однако последствия его деятельности в виде загрязнения прилегающей части озера и огромных масс складированных твердых отходов остались [3].

На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств.

Конечно, не так быстро и эффективно, как хотелось бы, но работы ведутся во всех основных направлениях: повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод; переработка или ликвидация твердых отходов; внедрение экологически чистых и безотходных технологий; усиление контроля и мониторинга окружающей среды.

По материалам статьи можно сделать вывод, что в современном мире промышленность неизбежно оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Однако без научно-технического прогресса невозможно развитие современного общества.

Развитая промышленность обеспечивает человечество всеми благами цивилизации. Ведутся все новые разработки и преобразования в производствах и технологических процессах.

Все достижения прогресса должны быть направлены на минимизацию вредных воздействий на человека и окружающую его среду.

Источник: http://na-journal.ru/1-2017-tehnicheskie-nauki/855-negativnoe-vlijanie-promyshlennogo-proizvodstva-na-okruzhajushhuju-sredu

Химическая промышленность – первый производитель не перерабатываемых отходов

Химическая промышленность – первый производитель не перерабатываемых отходов

Экологические проблемы химической промышленности несут в себе одно очень неприятное свойство.

В результате производства этой отрасли хозяйственной деятельности человека появляются или синтезируются вещества, которые на 100% искусственные и не являются пищей для какого-либо организма на Земле.

Они не входят в пищевую цепочку, а, значит, не перерабатываются естественным путем. Они могут либо накапливаться, либо утилизироваться или перерабатываться тем же искусственным промышленным способом.

На сегодняшний день их переработка существенным образом отстает от выработки и накопления. И это главная экологическая проблема.

История возникновения, виды

Первыми предприятиями, с которых началось рождение новой отрасли –химической, стали заводы по производству серной кислоты в 1736 году в Великобритании и в 1766 году во Франции, а продолжили по кальцинированной соде. В середине XIX века химическая промышленность стала выпускать искусственные минеральные удобрения для сельского хозяйства, пластмассу, синтетические каучук и искусственные волокна.

Химическая промышленность имеет свои подотрасли: неорганическая и органическая химия, керамика, нефте- и агрохимия, полимеры, эластомеры, взрывчатые вещества, фармацевтическая химия и парфюмерия.

Основные, производимые ею продукты: аммиак, кислоты и щелочи, минеральные удобрения, сода, хлор, спирты, углеводороды, красители, смолы, пластмассы, синтетические волокна, бытовая химия и многое другое.

Крупнейшие химические предприятия мира: BASF AG (Германия), BayerAG (Германия), ShellChemicals (Голландия и Великобритания), INEOS (Великобритания) и DowChemicals (США).

Источники загрязнения

Проблемы химической промышленности, связанные с экологией не только в выпускаемой продукции, но и в отходах и вредных выбросах, возникающих в процессе и результате производства.

Эти вещества вторичные или побочные продукты, но самостоятельные и, возможно, основные источники загрязнения окружающей среды.

Выбросы и отходы химического производства в основном смеси и потому качественная их очистка или утилизация затруднительна.

Это углекислый газ, оксиды азота и серы, фенолы, спирты, эфиры, фториды, аммиак, нефтяные газы и другие, опасные и отравляющие вещества. Кроме того, химическая промышленность выпускает и сами отравляющие вещества.

Внимание!

Не только для сельскохозяйственных нужд, но и для вооруженных сил, хранение и утилизация которых требует особого режима.

Технология химического производства нуждается в повышенном потреблении воды. Она здесь используется для различных нужд, но после использования в достаточной степени не очищается и в виде стоков попадает обратно в реки и водоемы.

Внесение минеральных удобрений и веществ по защите растений при проведении сельскохозяйственных работ само по себе негативно воздействует на состав, структуру и связи, сложившейся на данной территории биосистемы.

Угнетаются одни виды растительного и животного мира и, в то же время стимулируется рост и размножение других, часто ей несвойственных.

Часть остатков отравляющих веществ проникают вглубь почвы и негативно влияют на более глубокие слои земли и на грунтовые воды.

Другая часть с талыми снегами и осадками, смываются с поверхности пахоты и попадают в реки и водоемы, где воздействуют на почвы и растительный мир уже других регионов.

Промышленность России

В России экологические проблемы химической промышленности аналогичны. Становление отрасли началось в 1805 году с первых заводов по производству серной кислоты.

Сейчас промышленность чрезвычайно развита и представлена практически всеми направлениями, существующими в мире. Крупнейшими предприятиями этой промышленности в России являются: в нефтехимии – «Сибур Холдинг» (г.

Москва), «Салаватнефтеоргсинтез» (г. Салават, Башкортостан), в производстве синтетических каучуков – «Нижнекамскнефтехим» (г, Нижнекамск, Татарстан), удобрений – «Еврохим» (г. Москва) и другие.

Важно!

Лидирующее место в отрасли занимают предприятия, использующие в качестве сырья углеводороды. И это совершенно естественно.

Площадь загрязнение нефтехимическими производствами может быть до 20 км от источника выбросов. Объем выбросов зависит в первую очередь от мощности технологического оборудования и его качества, а также от систем очистки воды, отработанных газов и систем утилизации отходов.

Источник: http://ecology-of.ru/eko-razdel/khimicheskaya-promyshlennost-pervyj-proizvoditel-ne-pererabatyvaemykh-otkhodov

Экологические проблемы промышленности

Экологические проблемы промышленности

Промышленный комплекс по интенсивности воздействия на окружающую среду занимает ведущее место.

Главными причинами этого первенства являются: несовершенные технологии производства, чрезмерная концентрация – как территориальная, так и в пределах одного предприятия, отсутствие надежных природоохранных сооружений.

Несовершенство современных технологий не позволяет полностью перерабатывать ми ные сырье. Большая часть ее возвращается в природу в виде отходов.

По данным некоторых ученых, готовая продукция составляет 1 – 2% от используемого сырья, а остальные возвращаются в виде отходов до биосферы, загрязняя ее компоненты.

По степени и характеру воздействия (по объемам промышленных отходов) выделяют топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной и строительный комплексы. Привлекает внимание большое поступление в атмосферу выбросов газообразного диоксида серы – одного из вредных загрязняющих веществ промышленного происхождения, в условиях атмосферы превращается в серную кислоту и служит причиной возникновения кислотных дождей.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха территории нашей страны — МАШИНЫ И УСТАНОВКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СЕРОСОДЕРЖАЩИЕ УГЛИ, НЕФТЬ, ГАЗ.

Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности.

Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет; по некоторым оценкам в России — более 30%, а в США — более 60% от общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

С ростом промышленного производства, его индустриализации, средозащитные мероприятия, базирующиеся на нормативах ПДК и их производных, становятся недостаточными для снижения уже образовавшихся загрязнений.

Поэтому естественно обращение к поиску укрупненных характеристик, которые, отражая реальное состояние сред, помогли бы выбору экологически и экономически оптимального варианта, а в загрязненных (нарушенных) условиях – определили очередность восстановительно-оздоровительных мероприятий.

С переходом на путь интенсивного развития экономики важная роль отводится системе экономических показателей, наделенных важнейшими функциями хозяйственной деятельности: плановой, учетной, оценочной, контрольной и стимулирующей.

Как всякое системное образование, представляющее собой не произвольную совокупность, а взаимосвязанные элементы в определенной целостности, экономические показатели призваны выражать конечный результат с учетом всех фаз воспроизводственного процесса.

Одной из важных причин увеличения природоемкости экономики стал превышающий все допустимые нормативы износ оборудования. В базовых отраслях
промышленности, транспорта износ оборудования, в том числе очистного, достигает 70—80%.

Совет!

В условиях продолжающейся эксплуатации такого оборудования резко увеличивается вероятность экологических катастроф. Типичной в этом отношении стала авария нефтепровода в арктическом районе Коми около Усинска.

В результате на хрупкие экосистемы Севера вылилось — по различным оценкам — до 100 тыс. т нефти. Эта экологическая катастрофа стала одной из крупнейших в мире в 90-х гг., и она была вызвана крайней изношенностью трубопровода.

Авария получила мировую огласку, хотя по оценкам некоторых российских специалистов она является одной из многих — просто другие удалось скрыть. Например, в том же регионе Коми в 1992 г., по данным межведомственной комиссии по экологической безопасности, произошло 890 аварий.

Колоссален экономический ущерб экологических катастроф.

На сэкономленные в результате предотвращения аварий средства в течение нескольких лет можно было бы реконструировать топливно-энергетический комплекс, существенно снизить энергоемкость всей экономики.

Ущерб, наносимый природе при производстве и потреблении продукции, – результат нерационального природопользования.

Возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства.

Это в соответствии с законодательством требует от трудовых коллективов дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании. На предприятии целесообразно разграничивать затраты на охрану окружающей среды, связанные с производством продукции и с доведением продукта до определенного уровня экологического качества, либо с заменой его другим, более экологичным.

Основным источником углеводородного сырья и основным энергоносителем в России является нефть.

Предприятия топливно-энергетического комплекса России, в том числе по добыче и транспортировке нефти, несмотря на снижение объемов производства, по сравнению с 1990 г, остаются крупнейшим в промышленности источником загрязнения окружающей среды.

Экологические проблемы начинаются уже на стадии добычи нефтяного сырья и его транспортировки к потребителю. Ежегодно происходит более 60 крупных аварий и около 20 тыс. случаев, сопровождающихся значительными разливами нефти, попаданием ее в водоемы, гибелью людей, большими материальными потерями.

Наиболее эффективна и экономична транспортировка нефти и газа с места их добычи по трубопроводам. Трубопроводный транспорт включает в себя комплекс различных сооружений: трубопроводы, компрессорные, насосные станции и т.д.

99,5% всего добываемого в России „черного золота” доставляется с их помощью потребителю. Сеть магистральных нефтепроводов общей протяженностью более 46 тыс.

км раскинулась по стране от Восточной Сибири до западных границ страны, от Ямала до Черного моря.

Внимание!

Действующая сегодня система трубопроводного транспорта начала создаваться в послевоенные годы.

Учитывая, что амортизационный срок эксплуатации стальных артерий составляет 33 года, то окажется, что к 2005 году возраст более 40% нефтепроводов превысит этот срок. Средняя дальность перекачки нефти в нашей стране составляет до 1500 км.

Нефть транспортируется по трубопроводам диаметром 300 – 1200 мм. С годами трубная сталь и изоляционное покрытие „стареют”, дают о себе знать заводские дефекты труб, коррозия металла.

К числу наиболее серьезных аварий последнего времени относится прорыв нефтепровода Туймазы-Омск-Новосибирск (1996 год), во время которого в реку Белая вылилось около 1000 т нефти.

Авария на насосной станции нефтепровода Самара-Лисичанск (1995 год) повлекла за собой разлив 2000 т нефти. Ежегодно в России происходит около 700 инцидентов на нефтепроводах, в основном в Западной Сибири.

По данным специалистов, абсолютное большинство (89-96%) аварийных разливов нефти вызывают сильные и необратимые повреждения природных биоценозов.

По технике оснащения и обновлению устаревшего низкоэффективного оборудования нефтяное машиностроение в настоящее время является наиболее отсталой отраслью.

Нефтепромысловое и буровое оборудование работает в чрезвычайно тяжелых условиях, осложняемых действием на исполнительные механизмы высоких статических, динамических, знакопеременных нагрузок, присутствием абразива и агрессивной жидкости под высоким давлением.

Для работы в таких условиях необходимо создавать или выбирать из числа имеющихся стали и конструкционные материалы с учетом всего перечня факторов, негативно влияющих на статическую, длительную прочность, износостойкость и коррозионную стойкость рабочих поверхностей машин и инструмента.

Важно!

Особо следует обратить внимание на проблему обновления нефтепромыслового оборудования, устаревших станков-качалок. Низкий коэффициент нефтеотдачи пласта в значительной мере определяется явно недостаточной эффективностью работы станков-качалок.

Помимо сугубо теоретических аспектов в проблеме повышения нефтеотдачи большое значение имеет техническое обеспечение технологии этого процесса.

При современном уровне развития насосостроения и иных перекачивающих средств могут быть найдены принципиально новые решения задачи отбора нефти из пласта с более высокой результативностью.

Проблема перекачивания многофазных сред всегда была в поле зрения насосостроителей, но и по сей день она остается сложной в теоретическом и практическом плане.

Потребность в надежном насосном оборудовании для перемещения пенообразующих, парогазонасыщенных жидкостей имеется в целом ряде отраслей нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности. Особенно актуален этот вопрос для подъема и транспортирования сырой нефти, которая является технической газожидкостной смесью.

Со всей остротой проблема отсутствия эффективного оборудования встала после открытия на северном шельфе ряда новых нефтяных месторождений с повышенным газосодержанием.

Возможность транспортирования добываемых углеводородов – нефти, газа и газоконденсата – в места с более благоприятными условиями для переработки позволяет сосредоточить на промысле оборудование, необходимое лишь для добычи.

Перевод переработки сырья на побережье центральную платформу или базу способствует ускорению разработки глубоких горизонтов, сложных скважин и глубоководных морских месторождений.

Применительно к материковой добыче такая мера позволяет вести работы на удаленных участках, расположенных в промышленно неразвитых районах.
Экологические преимущества перекачки двухфазных потоков особенно наглядны при наличии газового конденсата.

Совет!

Последний подается по трубопроводу в небольших количествах, и это обстоятельство приводит к нецелесообразности существования раздельных систем транспорта вследствие повышенных расходов.

Передачу двухфазных потоков можно применить также для подачи небольших количеств попутного газа, добываемого на малых месторождениях, где нефть имеет низкий и средний газовый фактор, что также не оправдывает содержание раздельных систем.

Создание и внедрение многофазных насосов позволяет успешно решать вышеуказанные задачи без проблем осуществляя перекачку нефти с газовой фазой.

Соответственно отпадает необходимость применения устройств, регулирующих поток нефти, а также сепараторных и газоперекачивающих станций.

Применение многофазных насосов можно рекомендовать и в случаях, когда на скважине ожидаются непредвиденные условия (пик давления или внезапный приток жидкости).

Экологическая безопасность и экономическая эффективность добычи нефти при использовании многофазных насосов значительно повышается по сравнению с традиционной технологией благодаря возможности утилизации полученного газа, ибо в настоящее время попутный газ из скважины сжигают, а это ценное сырье для химической промышленности и высококалорийное топливо.

Отвалы отботанных материалов металлургической промышленности близ Магнитогорска

Источник: http://biofile.ru/geo/4898.html

Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду

Влияние машиностроительного предприятия на окружающую средуПроблемы машиностроения в России, связанные с влиянием на экологию

Влияние машиностроительного предприятия на окружающую среду

Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%.

Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды.

К ним относятся:

  • — внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива;
  • — литейное производство;
  • — металлообработка конструкций и отдельных деталей;
  • — сварочное производство;
  • — гальваническое производство;
  • — лакокрасочное производство.

По уровню загрязнения окружающей среды районы гальванических и красильных цехов как машиностроительных в целом, так и оборонных предприятий сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных — с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей.

Таким образом, машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая составляющая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:

  1. — воздушного пространства (выбросы газа, парообразных веществ, дымов, аэрозолей, пыли и т.п.);
  2. — поверхностных водоисточников (сточные воды, утечка жидких продуктов или полуфабрикатов и т.п.);
  3. — почвы (накопление твердых отходов, выпадение токсичных веществ из загрязнённого воздуха, сточных вод).

При всём многообразии подотраслей машиностроения и в том числе военно-ориентированных, оборонных предприятий по специфике загрязнения окружающей среды их можно разделить на две группы: ресурсы и накопление.

Гальваническое производство – один из наиболее крупных источников образования сточных вод в машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.

Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.

Основными загрязнителями красильных производств машиностроительных предприятий являются лакокрасочные материалы и их составляющие: синтетические смолы, органические растворители, пластификаторы, катализаторы и инициаторы пленкообразования, неорганических пигментов.

Внимание!

Наибольшую экологическую опасность при пескоструйной и гидроабразивной очистке поверхности представляет образование в ходе данных процессов пылевидных части

Наиболее экологически опасными загрязнителями, образующимися в литейном производстве, являются оксид и двуокись серы и оксиды азота, а также твердые вещества, входящие в состав литейных форм.

Основными загрязнителями, образуемыми в процессе производства энергии из ископаемого топлива на предприятиях машиностроения, являются двуоксид серы, оксиды азота, взвешенные частицы, оксид углерода и углеводороды.

Наиболее экологически опасные загрязнители при металлообработке — индустриальные масла, металлическая пыль и др.

Твердые отходы машиностроительного производства содержат амортизационный лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т. п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыль (отходы систем очистки воздуха и др.).

На машиностроительных предприятиях 55 % амортизационного лома образуется от замены технологической оснастки и инструмента. Безвозвратные потери металла вследствие трения и коррозии составляют примерно 25 % от общего количества амортизационного лома.

Размеры отходов металла в производстве зависят от количества металлов и сплавов, подлежащих переработке и установленного коэффициента отходов.

  • В основном машиностроительные предприятия образуют отходы от производства проката (концы, обрезки, обдирочная стружка, опилки, окалина и др.);
  • производства литья (литники, сплески, шлаки и съёмы, сор и др.);
  • механической обработки (высечки, обрезки, стружка, опилки и др.).

На предприятиях машиностроения отходы составляют до 260 кг на 1 т металла, иногда эти отходы составляют 50 % массы обрабатываемых заготовок (при листовой штамповке потери металла достигают 60 %). Основными источниками образования отходов легированных сталей являются металлообработка (84 %) и амортизационный лом (16 %).

Шламы из отстойников очистных сооружений и прокатных цехов содержат большое количество твердых материалов, концентрация которых составляет от 20 до 300 г/л.

Важно!

После обезвреживания и сушки шламы используют в качестве добавки к агломерационной шихте и удаляют в отвалы.

Шламы термических литейных и других цехов содержат токсичные соединения свинца, хрома, меди, цинка, а также цианиды, хлорофос и др.

В небольших количествах промышленные отходы могут содержать ртуть, вылитую из вышедших из эксплуатации приборов и установок.

Проблема минимизации экологического ущерба в условиях промышленного производства и в том числе машиностроительных и военно-промышленных отраслях может решаться в двух направлениях за счет:

  1. повышения эффективности существующих методов очистки промышленных выбросов в окружающую среду (сточные воды, отработанные газы, дым и др. взвешенные частицы), ликвидации (переработки) твердых отходов;
  2. внедрения новых альтернативных технологий (экологически чистых, безотходных).

Источник: http://www.litsoch.ru/referats/read/338087/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.